Всероссийская акция "Ночь музеев" вызвала небывалый ажиотаж в Самаре

Несколько десятков площадок в Самаре присоединились в этом году к "Ночи музеев". Оригинальную программу для посетителей подготовили не только музеи и галереи, но и библиотеки, кофейни и рестораны, независимые культурные институции и проекты. Несмотря на холодный вечер, интерес к мероприятиям был большим. Успеть на все события не могли ни зрители, ни журналисты. Корреспонденты "ВК" подготовили репортаж с нескольких площадок.

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Екатерина Ершова

Фото: Екатерина Ершова

Фото: Дмитрий Спицын

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

На "Фабрике спокойствия"

Филиал Третьяковской галереи в Самаре внезапно стал главным центром притяжения этой "Ночи музеев", несмотря на удаленность от остальных локаций. Добраться на Фабрику-кухню из центра можно было на бесплатном автобусе. Интерес подогревался свободным входом (без оплаты и регистрации), что на самарской музейной ночи встречается нечасто. А на Фабрике-кухне и вовсе практиковалось впервые. Осенью здесь показывали перформанс "Утопия на ужин", но попали на него только те, кто успел "поймать" места.

- Нам бы хотелось предупредить гостей - в программе первой "Ночи музеев" в здании Фабрики-кухни не будет привычных развлечений и интерактива, - честно сообщали организаторы в анонсе. - Мы предлагаем зрителю погрузиться в размышление и созерцательность. Это вечернее мероприятие со сложными музыкальными и художественными произведениями.

Программу даже назвали соответствующе - "Фабрика спокойствия". Судя по соцсетям, не все три тысячи субботних посетителей Третьяковки поинтересовались, куда идут. Некоторые даже возмущались, что здание (сюрприз!) не готово. Между тем никакого секрета в том, что филиал переедет на Фабрику не раньше весны 2023 года, нет. "Ночь музеев" - разовая акция, возможность попасть в часть отреставрированных помещений, чем, собственно, и был вызван ажиотаж. К чести Третьяковки нужно сказать, что и после 23.00, когда двери должны были закрыться, здесь продолжали пропускать самых стойких любителей искусства.

Не все зрители при этом поняли, что за такой видеоарт пообещала Третьяковка. Кто-то удивился отсутствию живописи на стенах со следами неоконченного ремонта.

Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, открывавшая программу вечера, еще раз подчеркнула, что большая выставка из собрания музея приедет только после установки климатического оборудования и систем безопасности:

- До того момента, как оно будет подключено и в течение нескольких месяцев апробировано, мы не можем представлять в этом пространстве живопись, графику и даже скульптуру. Но нам очень хотелось в эту "Ночь музеев" принять жителей Самары и гостей города. К тому же здание в высокой степени готовности. Поэтому мы решили представить то, что можно показывать здесь и сейчас - видеоарт. Например, "Без названия (Море)" команды "Синий суп" - первое произведение видеоарта, приобретенное Третьяковской галереей. Этой работой мы начинали ретроспективу Ивана Айвазовского в Москве. Это видео сделало творчество художника актуальным для молодых людей.

Зельфира Трегулова также оценила ажиотаж вокруг Фабрики-кухни:

- Я была очень рада при подъезде к музею увидеть огромную очередь, вполне сопоставимую с той очередью, которая стоит сегодня перед Третьяковской галереей в Лаврушинском переулке в Москве.

Филиал, в свою очередь, может порадоваться выполненной образовательной миссии: теперь как минимум три тысячи самарцев точно знают, что такое видеоарт. На "Ночи музеев" представили семь работ, лучшие образцы из собрания галереи. Формировать коллекцию в этом жанре Третьяковка начала 10-15 лет назад. Приятно, что среди тех, чьи произведения оказались в собрании федерального музея и на Фабрике-кухне, есть наш земляк Владимир Логутов ("Ожидание" и видео из серии "Структурированные пространства"). На Фабрике можно было посмотреть два видео уже упомянутой арт-группы "Синий суп", одного из лидеров этого направления в России. Команда создает медитативные зарисовки с использованием компьютерной анимации. "Озеро" (его тоже показали в "Ночь музеев") в 2007 году заслужило госпремию "Инновация".

Другой престижной арт-награды - премии Кандинского - удостоена работа Дмитрия Венкова "Гимны Московии", с которой зрители отправляются в путешествие по перевернутой Москве. Художница Таус Махачева была представлена работой "Усилие", в которой человек пытается сдвинуть скалу.

Кроме видеоарта в программе Третьяковки был концерт камерного оркестра Volga Philharmonic. Музыканты под управлением дирижера Филиппа Десси исполнили произведения романтиков и неоклассиков - Игоря Стравинского, Отторино Респиги, Яна Сибелиуса, Эдуарда Элгара. Из "популярного" репертуара прозвучало только танго Астора Пьяццоллы "Забвение".

Наверное, стоит предупредить зрителей, что и после окончания реставрации здания вряд ли стоит ждать здесь "простого" искусства. Третьяковская галерея не ограничивается корпусом в Лаврушинском переулке, и самарский филиал будет посвящен искусству ХХ века, диалогу классики и современности. Впрочем, никакое искусство не бывает простым, дело обычно упирается в правильную оптику, насмотренность и незашоренность.

В ожидании перемен

Темой акции в Музее имени Алабина стало "Предчувствие обновления". Связано это с тем, что в здании скоро грянет ремонт, и тут готовятся к временному переезду на новое место.

На входе посетители получали навигационный лист, по которому ориентировались в выставочных пространствах, открывая их заново. Они могли, например, почувствовать, как музей звучит - с помощью звуков (мелодий и рассказов) погрузиться в историю страны и народную культуру. Музыканты, фольклористы, этнографы знакомили гостей с традиционными инструментами. Павел Суровцев из клуба плясовой традиции "Карагод" рассказал об истории их появления. Руководитель Самарского центра русской традиционной культуры и ансамбля старинной казачьей песни "Вольница" Андрей Давыдов поделился впечатлениями от этнографических экспедиций. Барабанщик Виталий Слобожанин давал уроки игры на этнических ударных инструментах. Максим Бурко поделился опытом изготовления народных духовых инструментов.

В дегустационной зоне можно было почувствовать запахи растений нашего края. Исторические фотографии из музейных фондов "рассказали" немало любопытного о быте предков. Сотрудники, а среди них были реставратор, хранитель, исследователь и фотограф, познакомили пришедших с музейной "кухней". Старые вещи, хранившиеся здесь десятилетиями, словно ожили на какое-то время. Из граммофона начала прошлого века зазвучал неувядаемый вальс Шатрова "На сопках Маньчжурии".

На площадке мастер-классов юные посетители, которым раздали акварельные краски, нарисовали свой музей мечты. Среди необычных образов были "живые двери" (когда кто-то приходит - они улыбаются, когда уходит - грустят), здания в форме цветка и Солнца.

В атмосферу музейной жизни помогали погрузиться артисты Самарского художественного театра. В их перформансе с элементами этнической музыки "Дом открытий для всех" соединились темы весны, перемен и человеческих чувств.

Полет бабочки

Центральной темой детской части программы в Музее модерна стал праздник летней природы. Вечером во дворе представили проект "Радио "Модерн". Посетителям рассказали о символах и образах самого популярного направления в искусстве начала XX века. Например, Илья Саморуков под звуки глюкофона прочел лекцию "Душа и призраки модерна".

Художники эпохи модерна воспринимали искусство как своего рода "след души". В древнегреческой мифологии олицетворяющую ее Психею представляли бабочкой, которая и стала символом музея.

События выходных дней посвятили образам души в разных видах искусства. В музыке под открытым небом: романсы и арии исполняли артистки театра оперы и балета Софья Орлова и Софья Коляда. В немом кино: показали фильм Евгения Бауэра 1913 года "Сумерки женской души", а озвучивали его музыканты из инструментального дуэта "Проект Saja". В стихах классиков-символистов, звучавших в темном зале. В прогулках по выставке художниц эпохи модерна - Елены Поленовой и Марии Якунчиковой.

Специально для "Ночи музеев" Андрей Аксенов, ведущий подкаста "Закат империи", записал рассказы о комнатах особняка Курлиной. Это помогло гостям почувствовать атмосферу дома и лучше понять людей, живших там более ста лет назад.

Во дворе можно было расписать пни орнаментами в духе модерна и послушать лекцию искусствоведа и руководителя музея Ирины Свиридовой "Сады Серебряного века". Кстати, стиль модерн ориентировался на природные формы, что было видно не только по произведениям искусства, но и по ландшафтам возле особняков. Около дома Курлиных стоят цветочные клумбы с розами, гиацинтами и гвоздиками. Гости вечера приобщились к этой культуре - вместе с сотрудниками музея они сажали садовые деревья.

  "Портрет" нашего времени

В Литературном музее акция традиционно началась с лекций. Доктор исторических наук Зоя Кобозева рассказала, какие слои времени отражаются в образе провинциальной моды, запечатленном на фотографиях. Доктор филологических наук Ирина Саморукова помогла разобраться в особенностях литературного процесса в разные эпохи, а также объяснила, как словесность может подстраиваться под запросы времени или, наоборот, формировать их.

Самарские исполнители представили музыкальный проект "Мы купим любовь". Британские ритмы 1970-х годов и энергия поп-панка 2000-х дополнялись современными электронными аранжировками. Свои музыкальные композиции представили Александра Клочкова, Павел Куприянов, Сергей Снеговский, Алексей Психический и Фефа. 

Двери для посетителей были открытыми и в музейный подвал, заполненный "забытыми вещами", вызывающими ассоциации с прошлым. На другой площадке можно было узнать об "играх разума" - развлечениях, которые занимали умы наших бабушек и дедушек.

В этом году усадьбе, где жил Алексей Толстой и где теперь располагается Литературный музей, исполняется 140 лет. Сотрудники предложили гостям на мастер-классах создать "портрет" нашего времени, используя те или иные журнальные заголовки, рисунки и фотографии.

Ночной совриск

К "Ночи музеев" сотрудники галереи "Виктория" расширили горизонты уже существующих выставочных проектов. Самарские фотографы провели экскурсию по экспозиции "После фотографии" в основном зале, обсудили работы и подвели итоги (21 мая стало заключительным днем работы проекта). Пространство Victoria Underground в своем стиле поддержало тему фотографии: Мария Митрофанова организовала детский мастер-класс по фотоколлажу.

Первая в Самаре выставка для собак еще продолжает работать (6+). Куратор проекта "Институт автохтонной лингвистики" Анастасия Альбокринова подготовила экскурсию "Вкусы, запахи и смыслы искусства для собак". Исследования в области психологии домашних животных и лайфхаки, как наладить психологическое состояние питомца, на своей лекции представила зоопсихолог и кинолог Александра Вадевски.

Холодная погода внесла свои коррективы. Джазовый концерт группы Atlantic Jazz и Георгия Шагалова вместо двора прошел в основном зале галереи.

Домашняя атмосфера

Команда "Дома 77" продолжила идею прошлого года "Дом как музей" и познакомила гостей с резидентами креативного кластера. Лекции по SMM, мастер-класс по жонглированию, консультации от тату-студии, розыгрыши картин, просмотры короткометражных фильмов, караоке-баттлы - практически все комнаты "Дома" были открыты. Художественная галерея Gallery 419 открыла выставку современного искусства "Порталы". Также в "Доме 77" появился новый медиазал - запасная лестница на четвертом этаже стала похожа на инсталляцию из хоррора с характерным психоделическим видеорядом и напряженной музыкой.

Казалось бы, частых гостей "Дома 77" удивить сложно, они и так знакомы со многими мастерскими. Для них организаторы подготовили необычный проект специально для "Ночи музеев" - "Потайные комнаты". Гостям предлагали поучаствовать в квесте, найти ключи и попасть в три сюрреалистичных пространства.

В центре современного искусства "Нулевая комната" зрителям предложили почувствовать себя художниками. Выставка-конструктор "Искусственный порядок" напоминала большую игровую комнату с художественным подтекстом - можно было играть в гигантские разноцветные кубики или рисовать пылесосом бесконечную картину, собирать из модулей фигуры баланса или фотографироваться в сшитых вручную организаторами плюшевых зайцах и змеях. Переместившись во второй зал "Нулевой комнаты", гости оказывались на маркете молодых ремесленников и художников "Мамореху".

Пересечение эпох

Программу "Ночи" в художественном музее приурочили к 125-летию коллекции и выставке "Окольцованные Самарской Лукой" (12+). Сотрудники провели серию экскурсий, мастер-классы "Таинственные стражи" (для детей) и "Рыба маслом" (для взрослых), познакомили зрителей с действующими экспозициями. Главными событиями стали открытие фотовыставки "Дом Атлантов" (12+) об особняке купцов Шихобаловых и обновление росписи в музейном дворе (художники из творческого объединения Aksometry Lab создали мурал "Окольцованные").

- В 2019 году начались наши первые коллаборации с художественным музеем, - рассказал художник Антон Арт-Абстрактов. - В то время я открывал и курировал выставку, в которой приняло участие много известных уличных художников. С тех пор сотрудничество с "высокими" институциями стало приятной тенденцией. Нынешняя монументальная работа сочетает в себе мотивы ренессанса и техники авангарда. За основу взята фреска Микеланджело "Сотворение Адама", но колористическое решение отсылает к советскому авангарду - к Ольге Розановой, Казимиру Малевичу и их кругу художников.

Вдоль по Куйбышевской

В этом году на время "Ночи музеев" улица Куйбышева вновь стала пешеходной. Как и в 2021-м, ключевым событием здесь стала акция "Басы на балконе", организованная командой проекта "Модерн в облаках". С "шаляпинского" балкона гостиницы "Бристоль Жигули" выступили три оперных певца.

Организаторы вынуждены были скорректировать состав исполнителей и программу. По состоянию здоровья в концерте не смог принять участие Степан Волков. Вместо него публика услышала солиста Самарской филармонии Антона Степанова. Вместе с ним с балкона пели солист Самарского театра оперы и балета Георгий Шагалов и московский бас Михаил Гужов. Аккомпанировала бессменный участник проекта "Басы на балконе" Эльмира Корнишина. Ведущей, как и в прошлом году, была лектор-музыковед филармонии Ирина Цыганова.

Несмотря на холодный весенний вечер, музыканты полтора часа выступали перед собравшейся под балконом публикой. Прозвучали оперные произведения и песни из репертуара Федора Шаляпина, но также романсы и даже ария из оперетты. Завершился концерт традиционным "Вдоль по Питерской" в исполнении басового трио.

Материал по теме

Полная версия