Волжские образы в старинной фототехнике: в Самаре проходит выставка снимков Михаила Бурлацкого
20 марта в областном историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина открылась экспозиция фотографий (6+) современного петербургского автора Михаила Бурлацкого. Этот мастер работает в технике середины XIX века. В музее представлены снимки, сделанные в ходе этнографического путешествия Бурлацкого и его товарищей по Волге.
Инструмент познания
Бурлацкий – один их редких современных фотохудожников, которые предпочитают амбротипию. Эта старинная техника, пришедшая в 1854 году на смену дагеротипии, позволяет получать прямое позитивное изображение на стекле.
- Амбротипия - это своеобразный инструмент познания. Неторопливый, трудоёмкий, часто непредсказуемый, - объясняет свой выбор фотограф. - Притягивающий, завораживающий моделей и заставляющий их раскрыться с неожиданной для них же самих стороны. Обращаясь к этой технике, мы продолжаем дело нашего великого земляка, основателя фотожурналистики Максима Дмитриева. Амбротипия стала частью моей жизни. То, что заставляет меня вновь и вновь составлять растворы, готовить эмульсию, резать стекла и, наконец, затаив дыхание, наблюдать за появлением картинки, сотканной из мельчайших кристаллов серебра.
По следам автора "Волжской коллекции"
Чтобы собрать материал для своего проекта "Бурлацкий на Волге. Дорогами Максима Дмитриева" (6+), автор представленных снимков в 2021-м отправился по маршрутам этого знаменитого нижегородского фотохудожника. "Волжская коллекция" Максима Дмитриева, созданная с 1894 по 1903 год, стала настоящей фотолетописью Волги. Запечатленные нижегородским автором природные ландшафты великой реки, уклад жизни народов Поволжья - все это неизменно вызывало интерес и в начале двадцатого века, и в более поздние годы.
Повторяя путь Максима Дмитриева, команда Бурлацкого за полтора месяца преодолела больше 4500 километров по суше и воде, побывав на территории десяти регионов Поволжья - от Тверской до Астраханской области.
Часовенка над волжским истоком, байкеры и последний буксир
На снимках, представленных на выставке, запечатлены наши современники, живущие на Волге, люди разных профессий и национальностей. Чувашский заводчик осетров Эрнест Ульданов, основатель фестиваля "Родня" (0+) в Тверской области Константин Бенедиктов, Алевтина Акцорина из Козьмодемьянска в костюме горной марийки, настоятель калмыцкого хурула Гелюнг Гйяцо, главный раввин синагоги в Нижнем Новгороде Шимон Бергер, священник старообрядческой церкви в поселке Коровники, что под Ярославлем, Анатолий Потеряев со своей семьей, команда парусного судна "Святой Косма", собравшаяся в селе Великий Враг.
Однажды Бурлацкий с товарищами встретили в Саратовской области членов Увекской археологической экспедиции, и те тоже попали в объектив мастера амбротипии.
Зрители также могут полюбоваться на выставке видом Жигулевских гор, часовенкой над волжским истоком. На одном из снимков - первый мост через Волгу (в Осташковском районе Тверской области), на котором участники проекта встретили волгоградских байкеров-путешественников Евгения и Юлию Лопуховых. На снимках можно увидеть такие знаковые волжские объекты, как мечеть Кул-Шариф в Казани, памятник "Родина-мать зовет" в Волгограде, Свято-Троицкий монастырь в селе Макарьево, полузатопленную колокольню Никольского собора близ города Калязина, площадь Народного единства в Нижнем Новгороде, реконструированную к 800-летию города.
Среди представленной экзотики - сделанная в поселке Борское Нижегородской области фотография последнего волжского парового буксира "Канаково".
До Самары выставка побывала в нескольких городах России и везде вызывала большой интерес. По итогам экспедиции было сделано 113 снимков. Часть их была проявлена в импровизированной лаборатории, которую автор создал на теплоходе в ходе путешествия. З0 фоторабот было отобрано для выставки. Путешествие отразилось и в 26-минутном фильме (6+), снятом его участниками и показанном на открытии экспозиции. Грант Русского географического общества на его создание выиграли документалисты из центра развития региональной кинематографии в Нижнем Новгороде. Закадровый текст к фильму написал и прочитал Михаил Бурлацкий.