Волжская ВОЛС-стрит: как самарские ИТ-решения помогут атомной отрасли России

"Умная дорога" и технологии акустического мониторинга, цифровая логистическая коммуникационная платформа и платформа быстрой разработки корпоративных информационных систем. Самарские IT-компании презентовали свои решения для госкорпорации "Росатом".

Фото: Юлия Рубцова

Демо-день прошел в контексте соглашения о сотрудничестве между правительством региона и "Росатомом" в области цифровой трансформации. Учреждение по цифровизации атомной отрасли "Цифрум" (входит в госкорпорации "Росатом") из десятка представленных кейсов отобрало четыре решения, которые могут быть применены в деятельности госкорпорации и вне контура "Росатома".

В пул возможных точек роста вошли два инновационных кейса "Смартса" и по одному решению Magenta и Haulmont. Каждая из этих компаний имеет инновационные наработки, которые давно востребованы рынком.

Как отметил в начале презентации заместитель председателя правительства региона - руководитель департамента информационных технологий и связи Самарской области Константин Пресняков, наш регион "традиционно является одним из наиболее сильных с точки зрения разработки программного обеспечения"

- У нас сконцентрировано большое количество частных компаний, которые выросли практически с нуля до уровня федеральных и даже международных. Они достаточно успешно продвигают свои решения как на российском, так и международных рынках, - сказал он.

"Смартс" представил проект создания интеллектуальной дорожной инфраструктуры, так называемую "умную дорогу". Сейчас на трассе между Самарой и Тольятти при грантовой поддержке Российского фонда развития информационных технологий разворачивается технологическая сеть стандарта V2X. Смысл этой работы - в повышении безопасности дорожного движения, а также создании инфраструктуры для подключенного и беспилотного транспорта.

В основе решений лежит комплекс запатентованных инновационных технологий прокладки оптоволокна (ВОЛС) в теле дороги. По словам заместителя президента компании Андрея Иванова, решения отличается быстротой и легко масштабируются: ежегодно можно строить тысячи километров инфраструктуры для цифровизации сети автодорог страны.

Более того, технология является базой для таких проектов, как акустический мониторинг, которым также заинтересовался "Росатом". Если простыми словами, технология позволяет фиксировать вибрации от движения на дороге с помощью ВОЛС. Это, в свою очередь, в режиме реального времени дает представление о скорости потока, типах транспортных средств (легковой автомобиль, большегруз, дорожная или сельхозтехника); система также фиксирует превышение скорости, остановку в неположенном месте, близость пешеходов и так далее. Важно, что эффективный анализ можно получить при любых погодных условиях.

В структуру оборудования для акустического мониторинга входят виброакустический сенсор, камера фото- и видеонаблюдения, система передачи, хранения, обработки данных, а также автоматизированная информационная система. Один комплект оборудования фиксирует вибрации на расстоянии не менее 100 км.

- Плюсы системы — непрерывный мониторинг, высокая точность определения конкретного события, возможность интеграции и обмена данными с внешними системами, - пояснил суть проекта директор самарского проектного офиса компании Константин Голец. - В настоящее время мы взаимодействуем с ГИБДД Самарской области, с правительством для того, чтобы организовать обмен данными для расширения безопасности дорожного движения.

От также добавил, что по требованию заказчика возможна доработка технологии для охраны периметров, для мониторинга протяженной производственной инфраструктуры, а также для фиксации подвижки грунтов в шахтах и карьерах. Представители "Росатома" высказали готовность проработать различные варианты использования представленных технологий.

Также атомщиков заинтересовали возможности цифровой логистической коммуникационной платформы Magenta от одноименной ИТ-компании. Программные продукты на основе искусственного интеллекта повышают эффективность управления транспортом, мобильными сотрудниками, корпоративными перевозками персонала. Патенты на алгоритмы планирования и оптимизации позволяют компании решать нестандартные задачи управления процессами в разных сферах. Magenta уже используется в банковском секторе, ретейле, нефтегазовой промышленности, ЖКХ, в период пандемии она помогала выездным бригадами медиков.

Jmix — платформу для быстрой разработки корпоративных информационных систем с открытым исходным кодом презентовала компания Haulmont. Здесь разработчики и цифровой офис "Росатома" также нашли точки соприкосновения.

По признанию руководителей самарских IТ-компаний, демо-день "Росатома" был полезен как с имиджевой стороны, так и с точки зрения дальнейшей коммерциализации наработок.

Материал по теме

Полная версия