"Волжская коммуна" и региональное отделение ВООПИиК запустили проект о модерне Самарской губернии
Газета "Волжская коммуна" и реготделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) открывают серию материалов, посвященных архитектуре в стиле модерн на территории бывшей Самарской губернии. Будут охвачены в том числе города, которые сейчас расположены в соседних областях Балаково, Димитровград и Бузулук.
Межрегиональные связи
Весной проект "Модерн губернии" регионального отделения ВООПИиК стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Идея заключается в масштабном исследовании архитектурного наследия начала ХХ века в городах бывшей губернии, три из которых сейчас расположены в соседних регионах. Обнаруженные исторические и культурные связи лягут в основу документальных фильмов, презентация которых запланирована на июнь 2023 года, во Всемирный день модерна.
Руководителем проекта "Модерн губернии" является председатель реготделения ВООПИиК Нина Казачкова, режиссером и координатором - историк Даниил Сайко, редактором - автор этой статьи. Партнерами выступают областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина, Музей модерна, Музей Эльдара Рязанова. Газета "Волжская коммуна" - информационный партнер проекта.
Многие города Саратовской, Ульяновской и Оренбургской областей до революции входили в состав Самарской губернии. Тесные культурные и экономические связи между ними можно проследить по архитектурным памятникам начала ХХ века и истории людей, выступавших авторами и заказчиками зданий.
Творчество Вернера
Архитектор Дмитрий Вернер оставил свой след во многих городах России. Учился в Самарском реальном училище и петербургском Институте гражданских инженеров. Был главным архитектором Нижнего Новгорода, Самары, завода взрывчатых веществ в Иващенкове (Чапаевск), после революции работал в Омске.
Работу в Самаре Вернер совмещал с частной практикой в других городах губернии. В столице региона жили многие бузулукские предприниматели, особняки для которых построены по его проекту. Среди них - дом братьев Матвеевых (улица Молодогвардейская, 69) и доходный дом подрядчика Нуйчева (улица Ленинградская, 45).
Также архитектор работал в Бузулуке. В ноябре 1913 года строительная комиссия самарской городской управы резко критиковала Вернера за чрезмерное увлечение частной практикой в ущерб городским проектам. Член комиссии Нуйчев указывал, что "архитектор Вернер, как ему известно из достоверных источников, занимается частными архитектурными делами. Например, он взял наблюдение за постройкой торгового корпуса в городе Бузулуке у городского управления".
Авторы проекта "Модерн губернии" планируют выяснить, о каком именно торговом корпусе шла речь. Возможно, это двухэтажный дом на углу улиц Ленина и Отакара Яроша, в котором в том числе размещается местный краеведческий музей. Здание построено в стиле модерн с выраженными торговыми функциями, а по своей архитектуре напоминает Новотроицкий торговый корпус (торговый центр "Юность") в Самаре, созданный по проекту Дмитрия Вернера на несколько лет раньше.
Таким образом одно только творчество архитектора Вернера помогает провести нити между Самарой, Бузулуком и Чапаевском, где по проекту архитектора перед революцией возвели храм Сергия Радонежского - один из самых ярких памятников модерна в губернии.
Звезды отечественной архитектуры
Самарская губерния в начале ХХ века была одним из самых зажиточных регионов страны. Разбогатевшие на хлебной торговле купцы могли позволить себе строительство роскошных особняков, доходных домов и других сооружений с привлечением звезд отечественной архитектуры. Одним из таких зодчих стал лидер московского модерна Федор Шехтель. В Самаре известно как минимум три здания, к проектированию которых он приложил руку. Это особняк (улица Пионерская, 22) и дача (7-я просека) купца Василия Сурошникова, а также стоящая по соседству бывшая дача купчихи Курлиной (один из корпусов санатория "Волга").
Деятельность Шехтеля в регионе не ограничивалась Самарой. По его проекту в Балакове построили старообрядческую церковь Святой Троицы. Еще несколько объектов появились если не по его проектам, то под явным влиянием творчества архитектора. Например, дом купца Голованова, напоминающий собственный особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке в Москве.
Еще один город на карте проекта - Димитровград (до революции Мелекесс). Из-за своего географического положения (примерно на полпути от Самары до Ульяновска) здесь работали как симбирские, так и самарские архитекторы. В их числе - один из главных симбирских зодчих эпохи модерн Федор Ливчак.
Команде проекта предстоит большая исследовательская работа. Многие объекты, вошедшие в шорт-лист зданий, о которых пойдет речь в фильмах, все еще не атрибутированы. Выяснение авторства проектов позволит провести дополнительные параллели между Самарой и другими городами или, напротив, опровергнуть предположения исследователей. Например, одно из самых известных зданий Бузулука - дом купца Киселева на улице Чапаева, 45 - могло быть построено кем-то из самарских зодчих. Некоторые архитектурные приемы в отделке могут вызвать ассоциации со зданием Главпочтамта в Самаре, автор реконструкции которого также неизвестен.