Видения художника-"космиста": в Самаре открылась выставка шедевров Петрова-Водкина
С 26 октября областной художественный музей представляет ретроспективную выставку (0+) российского живописца, графика, теоретика искусства Кузьмы Петрова-Водкина. Проходит она в рамках национального проекта "Культура". И приурочена к 145-й годовщине со дня рождения мастера и 50-летию образования Самарского художественного училища, носящего его имя.
В экспозиции собрано шестьдесят произведений художника из коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Самарцы получили возможность увидеть картины мастера, созданные в начале прошлого века и вошедшие в золотой фонд отечественного искусства.
Здесь есть произведения символистского периода - например, "Юность". К числу самых значительных работ в этом собрании относится "Автопортрет", созданный художником в тревожном 1918 году. Ощущение разрушения привычного жизненного уклада чувствуется в письмах того периода, которые Петров-Водкин отправлял своей матери из Петрограда. И автопортрет – своего рода размышление о роли художника в апокалипсические времена.
Как писал сам художник, эта работа наполнена "поиском стабильности в глубинах собственной личности". В январе того года Петров-Водкин был избран профессором Академии художеств. По мнению некоторых искусствоведов, иконная форма автопортрета объясняется тем, что автор в то время ощущал себя хранителем традиций русского живописного искусства, чувствовал ответственность за то, чтобы они не прерывались.
За этой работой в двадцатые годы последовала серия портретов, некоторые из которых представлены на самарской выставке. Среди них - "Девочка на пляже", "Девушка в сарафане", "Девушка у окна". Работая над этими картинами, художник стремился не столько к портретному сходству, сколько к тому, чтобы в них чувствовался дух времени.
Но странным образом это совмещается со следованием самым разным традициям Ренессанса, импрессионизма, древнерусской живописи.
Посетители музея могут проследить путь, по которому Петров-Водкин шел к окончательным вариантам своего шедевра – картины "Купание красного коня" и других произведений. В экспозиции представлены наброски к его картинам.
Одна из главных работ на самарской выставке – масштабная картина 1935 года "Весна". На ней двое влюбленных словно парят над патриархальным деревенским миром. Мы словно видим окружающий пейзаж глазами героев. Работая над картиной, художник прибегает к сферической перспективе. Он передает нам свое ощущение земли как планеты. Что позволило исследователям его творчества назвать Петрова-Водкина художником-"космистом".
Значительное место в экспозиции занимают натюрморты. И в них он тоже "космист". Когда смотришь на эти картины, может возникнуть ощущение, что фрукты у художника летают.
- Открытие сегодняшней выставки - это важное событие не только для нашего города, но и для всей страны, - считает врио министра культуры Самарской области Ирина Калягина. - У посетителей музея есть возможность увидеть ретроспективу творчества замечательного живописца – Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Здесь представлены уникальные работы художника. Мы, самарцы, гордимся, что его судьба связана с нашим краем. И нам кажется, что именно здесь, у нас, возникла у него любовь к живописи.
- Это самая ожидаемая выставка в нашей истории, - отметила директор художественного музея Алла Шахматова. - Государственный Русский музей специально подготовил ее для нас. Я думаю, для всех любителей искусства это большой праздник.
На открытие выставки приехали музейщики из Санкт-Петербурга, Саратова и Хвалынска.
- Мне очень приятно, что часть нашей коллекции произведений Петрова-Водкина оказалась в Самаре, - сказала ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI века Государственного Русского музея Ольга Мусакова. - Не каждый музей может позволить себе организовать такую выставку, как эта. Здесь есть важные, ключевые для художника произведения. Каждое его полотно – это целый мир. Он говорил, что хотел бы, чтобы зритель "проникал" в его картину, соучаствовал бы в творении образа. Мне кажется, что его графика, вместе с живописными работами, может дать представление о разнообразии творчества этого мастера. Источником его вдохновения была Волга. Он родился и провел детство в Хвалынске. Здесь, в Самаре, учился в классах живописи и рисования у Федора Бурова. Петров-Водкин – художник очень глубокий, мыслящий. И я думаю, что сейчас самое время снова обратить взоры к его творческому наследию.
Гостями на открытии выставки были внучка художника Зинаида Барзилович со своим мужем Александром. Они приехали в Самару с подарками – недавно вышедшими книгами о жизни и творчестве Кузьмы Сергеевича. Один экземпляр передали художественному музею, другой – министерству культуры Самарской области.
- Кузьма Сергеевич был глубоко убежден, что живопись – не забава, - сказала Зинаида Барзилович на церемонии открытия экспозиции. – Что она обладает удивительным свойством – вычищать хлам из наших душ. И выставка, мне кажется, тоже играет эту роль – духовно очищающую.