В Тольятти раскуплены все билеты на театральный фестиваль
Открытие фестиваля “Премьера одной репетиции” (6+), который уже в 14-й раз организует театр юного зрителя “Дилижанс”, состоялось вчера вечером. Показы продлятся до 25 июня включительно. Но, как сообщили организаторы, билеты на все представления уже давно раскуплены.
Тема этого года - "Классика", которая должна отличаться современной подачей, интересной молодому зрителю. По традиции фестиваля в программе гостевые спектакли и конкурсные работы "режиссерской лаборатории", лучшую из которых выбирают зрители с экспертами. Впоследствии победитель голосования пополняет репертуар театра.
В день открытия фестиваля тольяттинцам показали “Чайку”, или “Концерт для одного небольшого фортепиано и восьми маленьких”. Несмотря на то что спектакль создан по классическому произведению Чехова, история представлена в нестандартном прочтении. Постановку режиссера Петра Шерешевского в тольяттинском театре представила труппа Камерного театра Мальшинского из Санкт-Петербурга. Сюжет спектакля и диалоги сохранены почти нетронутыми - как в произведении. Чтобы сконцентрировать внимание зрителя на театральном действе, в качестве декораций были выбраны черный фон и белая ткань, расстеленная по сцене, а актеров облачили в простые одежды серых оттенков. Несколько героев ходили босиком, чем автор спектакля, вероятно, демонстрировал их беззащитность. И, конечно, на сцене присутствовали одно классическое и восемь игрушечных пианино, на которых в процессе показа периодически играли актеры, как бы демонстрируя трагикомизм пьесы.
Сохранив чеховский текст, режиссер использовал в своем спектакле много символов. Черствость Аркадиной к своему сыну он представил в виде забивания гвоздя в голову Кости Треплева, всю жизнь страдающего от материнской нелюбви. Чеховский Медведенко, скромный и “маленький” человек, Шерешевским представлен в костюме немого животного - медведя, который мог общаться со всеми только с помощью табличек.
Большое железное корыто, стоящее в центре сцены, выполняет роль то озера для ловли рыбы, то емкости для засолки капусты. Ее периодически рубили топором и шинковали ножом два героя - опытный и начинающий литераторы. Рубка капусты, как оказалось, символизирует писательский труд и зарабатывание на нем денег. Любопытный момент - Нина, пробуя капусту, по вкусу сразу узнает, чье это творчество. Символично и то, что герои, каждый из которых по своему несчастен, время от времени от холода и одиночества кутаются в спасательные одеяла из синтетической фольги.
По окончании спектакля, который в сезоне 2018-2019 годов вошел в лонг-лист национальной премии "Золотая маска", состоялся “разбор полетов”. Зрители рассказали актерам о своих впечатлениях. Большинство тольяттинцев выразили восторг по поводу постановки. Людям понравился оригинальный подход и то, что пьеса поднимает проблемы человеческих взаимоотношений: любовные треугольники, отцы и дети, место личности в обществе.
Но были и негативные мнения. Некоторые тольяттинцы подвергли критике тот факт, что у многих героев актерская подача на сцене была далека от театральной и казалась недостаточно выразительной, подходящей больше для телесериала. Разочарованы зрители были и тем, что не была продумана подача звука. Иногда использовался единственный микрофон, а в остальное время речи актеров, говорящих вполголоса, звучали настолько тихо и невнятно, что их не могли расслышать зрители на средних и дальних рядах.
В любом случае тольяттинцы, кто впервые познакомился с чеховской “Чайкой” на фестивальном показе, признались, что хотели бы прочитать это произведение и увидеть его в классической постановке.