В Тольятти показали театральную драму в стиле пантомимы и пластики
В Автограде в театре "Дилижанс" продолжается фестиваль "Премьера одной репетиции" (12+), где проходит конкурсный показ эскизов. В четверг, 20 июня, на суд зрителей была представлена авторская зарисовка спектакля Александра Кудрявкина "Час, когда я полюбил подушку" (12+).
Это был немой спектакль, психологическая драма, где в центре внимания - время, отведенное на жизнь человека, и уставший мужчина, проживающий ее в бесконечной и безрадостной гонке по кругу между семьей, работой и всяческой суетой.
На сцене фигурируют жена, начальник, любимая женщина. Есть и пятый актерский персонаж - это время. Креативная режиссерская находка заключается в том, что в начале постановки эту роль обыграли как образ бездушных часов, а в конце - как реальное живое существо, которое пытается достучаться до героя, но в итоге уходит, исчезает навсегда.
На темном фоне - минимум декораций, в каждой из которых скрыт определенный символизм. Это стол и два стула, олицетворяющих семейный очаг, металлическая рама, изображающая сначала кровать, а после, судя по всему, могилу, которую осыпали пухом. А еще есть черная детская коляска - как символ родительского долга, так тяготящего героя. Она то появляется, то исчезает.
По боковым краям сцены - два велосипедных колеса, которые можно крутить, словно лотерейный барабан. На них наклеено множество разноцветных стикеров - обязанностей и поручений по работе, с которыми мужчина носится туда-сюда, сбиваясь с ног. Придя домой, он тоже не находит покоя.
У главного героя есть лишь короткие передышки во сне, в котором он забывается - то в мечтах, то в бреду. Поэтому на сцене постоянно фигурирует подушка, которая так и манит.
Актеры проигрывали свои роли, выражали эмоции и накалы страстей, рассказывая простую и понятную историю без единого слова - с помощью пантомимы и пластики. Лишь два-три раза тишину или звуки музыки, сопровождающей повороты сюжета, пронизывал отчаянный крик главных героев - мужчины, которого сыграл сам Кудрявкин, и его Времени, роль которого исполнила актриса Мария Радыгина.
Несмотря на то, что в спектакле не было слов, постановка оказалась очень динамичной и яркой. Просмотр прошел на одном дыхании и не оставил зрителей равнодушными - они аплодировали стоя.
Александр Кудрявкин - актер тольяттинского ТЮЗа. Поставив этот спектакль, он впервые попробовал себя в роли автора и режиссера театральной постановки. По традиции фестиваля состоялось общественное обсуждение театрального эскиза.
Режиссерскую пробу признали весьма удачной и лично затронувшей многих. Зрители в своих высказываниях заявляли, что на этой премьере стали свидетелями рождения нового талантливого тольяттинского режиссера.
Было сказано и о том, что этот спектакль с успехом может демонстрироваться на зарубежных сценах. Но для этого, как отметила театральный критик из Санкт-Петербурга Оксана Кушляева, эскиз нужно доработать. Например, добавить эстетики нового цирка, где есть юмор и смех на грани - над собой, над ситуацией, добавить момент иллюзорного триумфа героя над удушливым миром, а также ярче развить историю с детской коляской, не убирая ее со сцены.