В театре драмы покажут эскизы по текстам Островского
В Самарском театре драмы начались репетиции 3-й лаборатории молодой режиссуры (16+). 30 и 31 августа зрители увидят три эскиза спектаклей по пьесам Александра Островского.
Лаборатория работает в Самаре третий год подряд. В 2022-м темой была комедия. Тогда театр познакомился с режиссером Иваном Комаровым и в репертуаре появились пусть не "Палачи" Мартина Макдонаха (этот текст режиссер ставил на лаборатории), но "Мертвые души" Николая Гоголя.
В 2023-м лабораторию посвятили произведениям Александра Пушкина. В результате на экспериментальной сцене перед Новым годом вышла "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (12+) в режиссуре Александра Черепанова (Челябинск) с пластикой Ирины Павловой (Самара).
Теперь театр решил обратиться к Александру Островскому, чье 200-летие отметили в прошлом году. Зрителям покажут эскизы по пьесам "Женитьба Бальзаминова" (16+), "Не от мира сего" (16+) и "Гроза" (16+).
Состав участников условно соответствует определению "молодая режиссура". Если Ирина Васильева действительно недавно окончила режиссерский факультет ГИТИСа, то Владимир Золотарь и Дмитрий Егоров - уже опытные мастера с давно сложившимся почерком.
Показы начнутся 30 августа в 18.00 "Женитьбой Бальзаминова" на большой сцене. Ее ставит Васильева. В 2022 году она окончила режиссерский факультет РИТИ (ГИТИСа), мастерскую Сергея Женовача. Участвовала во многих лабораториях, ставила спектакли в Москве, Казани, Калуге, Твери, Краснодаре. В ее портфолио - работы по современной драматургии (Мария Огнева, Игорь Витренко и другие) и по классике (Чехов, Бунин, Бажов). Режиссер также преподает в РИТИ.
Комедия "Женитьба Бальзаминова" известна широкому зрителю по фильму (6+) 1964 года. В театре юного зрителя "СамАрт" с 2020 года идет ее музыкальная версия в постановке Нины Чусовой. Второе название текста - "За чем пойдешь, то и найдешь", он замыкает трилогию Островского о молодом чиновнике Бальзаминове. Герой мечтает о выгодной женитьбе. В фантазиях не может выбрать из невест помоложе и побогаче, но сваха Красавина все сделает по-своему.
31 августа в 14 часов на экспериментальной сцене начнут показ эскиза Егорова "Не от мира сего". Режиссер учился в Санкт-Петербургской академии театрального искусства (СПбГАТИ) на театроведческом факультете. Не окончив его, перешел в мастерскую режиссера Григория Козлова. Писал пьесы под псевдонимом Данила Привалов. Был главным режиссером питерского "Этюд-театра" (2011-2013), Молодежного театра Алтая (2013-2014). Поставил более 50 спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.
Свою последнюю пьесу "Не от мира сего" Островский писал для бенефиса Полины Стрепетовой, уже тяжело больным. Главная героиня этой истории - Ксения - тоже больна. Она слишком чиста для окружающего ее темного царства, поэтому и "не от мира сего". Людьми вокруг нее правят деньги и расчет. А легкомысленный муж героини поздно осознает ценность человека рядом с ним.
31 августа в 18.00 на большой сцене покажут эскиз "Грозы" в постановке Золотаря. Он окончил СпбГАТИ (мастерскую Геннадия Тростянецкого) в 1999 году. Поставил более 80 спектаклей в театрах России и за ее пределами, в том числе в БДТ, Театре Ленсовета, Рижском русском театре. Лауреат "Золотой маски" и других премий. Был главным режиссером Алтайского краевого театра драмы (2002-2008), нижегородского ТЮЗа (2008-2011), пермского "Театра-Театра" (2011-2012). Руководил омским ТЮЗом (2013-2017). С 2021 года до недавнего времени занимал пост главрежа Ульяновского драматического театра.
В самарском эскизе по "Грозе" Золотарь собирается убрать линию Дикого и барыни. В тексте Островского режиссеру важна тема насилия и вопрос, кто эти люди в нашем сегодняшнем мире.
- Для меня сегодня этот текст прочитывается через историю мира, где краеугольным камнем, основой конструкции становится насилие в самых его разнообразных формах и проявлениях: от вполне физического до сложного ментального, от откровенно-воинственного до скрытых манипуляций, - говорит Золотарь. - Насилие как главный инструмент социума вообще - и в частности, как главный семейный устой. В эскизе хотелось бы поискать, кто эти люди сейчас, в привычной нашей жизни.
Попытку обнаружить в современном мире "конкретные версии ставших уже мифологемными персонажей и ситуаций Островского" режиссер считает ключевой задачей своей работы.