В Самарской области завершился VI Международный фестиваль искусств "Шостакович. Над временем"
С 6 по 28 сентября 2025 года в Самаре и Тольятти с большим успехом прошел VI Международный фестиваль искусств "Шостакович. Над временем" (6+). Мероприятие на ведущих концертных площадках региона собрало тысячи поклонников творчества великого композитора.
Фото: Юлия Рубцова
Фото: Юлия Рубцова
Фото: Юлия Рубцова
"Позвони мне, позвони!"
В середине фестиваля самарская публика увидела мюзикл "Дунаевские. Двойной портрет" (12+), посвященный 80-летию Максима Дунаевского и 125-летию со дня рождения его отца Исаака Дунаевского.
Сюжет (автор сценария Константин Рубинский, режиссер Светлана Горшкова) организован как запись подкаста с Дунаевским-младшим. Ведущими выступают Нонна Гришаева и Дмитрий Харатьян. Их зрители увидели не только в записи на экране, но и вживую на сцене. Вместе с Иваном Ожогиным, Наталией Быстровой, Юлией Дякиной, Ангелиной Сергеевой и другими звездами столичных мюзиклов и Московского театра оперетты они исполнили композиции Дунаевских. Благодаря музыкальному руководителю и дирижеру спектакля Евгению Заготу знакомые с детства песни зазвучали по-новому. Спектакль шел в сопровождении оркестра Самарского театра оперы и балета.
Первое действие мюзикла подробно рассказывает историю жизненных и карьерных перипетий Исаака Дунаевского (Константин Китанин). Вторая часть отличается по характеру, поскольку биография ее героя - Дунаевского-младшего - еще пишется, и его, естественно, никто не играет. Если первое действие - фантазия на основе реальных событий, то второе - полностью документальный рассказ. Там нет такого связного нарратива, как в истории про отца, но есть много интересных подробностей из огромного опыта работы Максима Дунаевского в кино и театре.
Вряд ли после этого мюзикла кто-то забудет байку композитора о том, как он "продал" Татьяне Лиозновой для фильма "Карнавал" (12+) первую версию песни "Позвони мне, позвони!", выдав ее за новую.
Южные страсти
"Нунча" (12+) заняла нишу спектакля-концерта, который всегда бывает в программе фестиваля "Шостакович. Над временем". На большей части сцены самарского театра разместился Московский симфонический оркестр под управлением Ивана Рудина. Артистам остался узкий помост перед музыкантами. На нем инсценировщица, режиссер и хореограф Алла Сигалова, актриса Анна Чиповская и солист балета Большого театра Игорь Цвирко исполняли пластическую часть истории. У микрофонов на авансцене - читали текст.
"Нунча" - спектакль по одноименной новелле Максима Горького из сборника "Сказки об Италии" (12+). В историю о соперничестве матери и дочери в этой композиции вплетены стихи Федерико Гарсиа Лорки и Иосифа Бродского. Сопровождает действие музыка Исаака Альбениса, Камиля Сен-Санса, Габриэля Форе, Мануэля де Фальи и Хоакина Родриго.
Одновременно с "Нунчей" в Самарской филармонии выступал Квартет имени Бородина с программой струнных квартетов Шостаковича и Людвига ван Бетховена. Вечер вел известный телеведущий Артем Варгафтик.
Дань памяти
День рождения Шостаковича начали отмечать 25 сентября с возложения цветов к памятнику композитору в сквере на площади имени Куйбышева. Вечером в филармонии выступил камерный оркестр "Виртуозы Москвы" под руководством Владимира Спивакова. Музыканты исполнили несколько сочинений Шостаковича, произведения Антона Веберна и Гии Канчели. На бис оркестр сыграл композиции Альфреда Шнитке из кинофильмов.
- Я обожаю Шостаковича, боготворю его, - говорит Спиваков. - Когда я учился в консерватории, видел Дмитрия Дмитриевича, посещал многие его премьеры, даже на конкурсе Чайковского играл его сонату. Он потом подошел ко мне и похвалил. Позже я сделал обработку одного его произведения, которое считалось формалистическим, - "Афоризмы для фортепиано". Это сделал вместе с Борисом Бехтеревым. Показали Шостаковичу, и он сказал, что счастлив, что это сочинение будет звучать и обретает вторую жизнь.
Грозный по-французски
В театре оперы и балета накануне и в день рождения Шостаковича гастролировал камерный музыкальный театр "Санктъ-Петербургъ Опера" с двумя новыми спектаклями Юрия Александрова. Близкую к мюзиклу постановку лирической оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" (16+) успел оценить при жизни сам композитор. Вторым спектаклем в программе стала романтическая фантазия Жоржа Бизе "Иван Грозный" (16+). Она поставлена по забытому произведению французского композитора, которое долгие годы считалось утраченным. Команда театра провела научно-исследовательскую работу, чтобы вернуть оперу публике и поставить ее целиком.
Персонажи из русской истории, поющие по-французски, - зрелище, которое нечасто увидишь в нашем театре. К тому же оказалось, что фактам Бизе следовал только в завязке. Спектакль рассказывает историю брака Ивана Грозного (Юрий Борщев) с дочерью кабардинского князя Темрюка - Марией (Олеся Гордеева). Остальные подробности сюжета, с кровной местью, попытками свергнуть царя и другими перипетиями - дань традициям "большой" французской оперы, а вовсе не историческим источникам. Достаточно быстро стало понятно, что фактчекинг тут будет лишним. Нужно просто расслабиться и наслаждаться почти идеальным звучанием голосов и музыки Бизе (управлял оркестром петербургского театра Александр Гойхман).
Судьба танцовщицы
Завершил фестиваль Театр балета Бориса Эйфмана с новой версией "Красной Жизели" (12+), датированной 2025 годом. Наверное, можно смело назвать эту работу одной из лучших в творчестве хореографа.
Премьера спектакля вышла в 1997 году, через несколько лет после смерти прототипа героини - русской танцовщицы Ольги Спесивцевой. Наравне с Анной Павловой, она была звездой балетов Михаила Фокина. Сергей Дягилев писал о ней с восхищением. Она танцевала во Франции с Вацлавом Нижинским и Сержем Лифарем, но при этом успела побыть и звездой Мариинки при новой советской власти. В 1940-1960-х годах балерина провела 20 лет в психиатрической лечебнице в США. Все это стало для Эйфмана поводом поговорить о трудной судьбе человека искусства.
Хореограф называет свои балеты психологическими. Он любит ставить танцевальные байопики, но чаще всего это обобщенные сюжеты по мотивам реальных биографий. Взаимоотношения художника и власти, сумасшествие, потеря себя - излюбленные темы спектаклей Эйфмана. Например, в балете "Роден" (12+) рассказана история отношений французского скульптора и его ученицы Камиллы Клодель. С героиней "Красной Жизели" Камиллу объединяет то, что обе женщины в какой-то момент своей жизни оказались в лечебнице для душевнобольных.
Впрочем, в жизни реальной Спесивцевой все было гораздо сложнее, чем в либретто балета. Эйфман спрямляет сюжеты, заостряет историю, наполняет метафорами и символами. Альтер эго его Балерины (Мара Тудосе) становится Жизель из одноименного балета - героиня, чей разум помутился на почве несчастной любви и человеческого коварства.
"Красная Жизель" - история об отношениях творчества и власти, о поиске себя вдали от дома, о хрупкости и одиночестве. Страстный, энергичный, красивый балет с изобретательной пластикой стал ярким завершающим аккордом музыкального форума