В Самарской области обсудили планы развития беспилотного кластера
С 1 января 2024 года в России начал действовать новый национальный проект "Беспилотные авиационные системы" (БАС). На его реализацию до 2030-го федеральное Правительство выделило порядка 570 млрд рублей. Самарская область имеет все шансы стать регионом-лидером нового кластера.
О том, как регион включился в развертывание нового нацпроекта, какие процессы в этом направлении уже запущены и что еще предстоит сделать, говорили на первой крупной конференции по развитию беспилотных систем в губернии. Участники – Правительство области, действующие и потенциальные игроки создающегося кластера – промышленные предприятия, технические вузы, владельцы крупного и среднего бизнеса.
– Нашему региону, имеющему сильнейшие научные школы, огромный опыт развития авиастроения, доверена особая роль в развитии отрасли беспилотных авиасистем, – заявил губернатор Дмитрий Азаров. – У нас предполагается создание всей цепочки внедрения беспилотников – разработка и производство отечественных комплектующих, испытание, сертификация, отработка концепций коммерческого применения, сервисное и техническое обслуживание.
Глава региона подчеркнул, что в стране формируется новая перспективная отрасль, от развития которой напрямую зависит не только достижение технологического суверенитета страны, но и в значительной степени ее суверенитет в целом. Самарская область должна занять в этой сфере доминирующую позицию.
– Мы должны сделать все возможное, чтобы беспилотники, произведенные в Самарской области, стали известными, востребованными как в нашей стране, так и за ее пределами. У нас есть все для того, чтобы наша область стала регионом-лидером в этой сфере. Важно, чтобы преимущества, которые у нас уже есть, максимально эффективно использовались, – нацелил собравшихся губернатор.
В том, что регион имеет право на такие амбиции, убеждены представители научного сообщества.
– С учетом крайне сильных позиций и компетенций именно в области авиационной и аэрокосмической техники, я думаю, что Самарская область здесь, конечно, номер один, – говорит директор института авиационной и ракетно-космической техники Самарского университета имени Королева Иван Ткаченко. – Это и тот опыт, что у нас есть за плечами, начиная еще с 1942 года, когда с западных регионов страны эвакуировали заводы сюда, в Куйбышев, и то, что нарабатывалось десятилетиями в рамках и авиационного завода, и "Авиаагрегата", и всего того кластера предприятий, который уже есть. Плюс это те компетенции, которые наращивал университет в последние годы. Эта тематика у нас в вузе культивируется с 2015 года, задолго до того, как начался и федеральный проект.
За относительно небольшой срок с момента начала работы в беспилотной отрасли Самарская область уже сделала ряд крупных шагов. По инициативе региона для полномасштабного тестирования, усовершенствования летных характеристик, сценария применения беспилотников в губернии установлен экспериментальный правовой режим в сфере БАС. На базе технологических и образовательных компетенций создан кластер беспилотных авиасистем. В него вошли шесть организаций: "Транспорт будущего Самара", Самарский национальный исследовательский университет имени С. П. Королева, "ДельтаТех", "Авиакор-Сервис", "Автоком", "Тольятти-Проект". С конца 2023-го в регионе приступили к созданию регионального научно-производственного центра (НПЦ) испытаний и компетенций в области БАС, в этом году его оснастят высокотехнологичным оборудованием. Расположится НПЦ на территории особой экономической зоны в Тольятти, задействуют также площади "Жигулевской долины". В него будут входить следующие структурные элементы: центр коллективного пользования, летный испытательный комплекс, лабораторно-исследовательский и авиационный учебный центры. Таких центров в стране запустят несколько, каждый из них будет иметь свою спецификацию, чтобы не дублировать продукцию. В этом году начнут действовать три – в Москве, Самаре и Томске.
Интенсивно область действует и в привлечении в новую отрасль высококвалифицированных кадров. Осенью прошлого года в Самаре открыли центр подготовки операторов беспилотников. В скором времени региональный Минобр оснастит 17 школ, с 1 сентября 2024 года в них откроют специализированные классы и кружки технического творчества.
В 2024 году регион должен изготовить 1,5 тысячи беспилотников. И уже сейчас их активно внедряют в практическую плоскость – в здравоохранении дронами доставляют лекарства в труднодоступные и удаленные населенные пункты, в сельском хозяйстве используют агродроны. Как отмечает Иван Ткаченко, сегодня развивается целый комплекс направлений их использования:
– Это доставка продуктов и грузов. Встраиваются они и в бизнес-процессы предприятий. К примеру, газовые компании с их помощью проводят мониторинг инженерных сетей. Беспилотники раздают интернет, следят за развитием инфраструктуры, за безопасностью в городе. Сферы применения очень широки, и они будут только увеличиваться.
Пионеры отрасли
Одной из задач прошедшего совещания было объединить людей, которые уже занимаются беспилотниками или только делают первые шаги в этом направлении. Их в области много. И поскольку сфера новая, важно было проговорить, как идут дела, задать вопросы, узнать, какие государственные каналы поддержки существуют, как попасть в единый реестр производителей БАС, открывающий доступ к субсидиям и госзаказу – об этом подробного говорила и. о. первого вице-губернатора – председателя Правительства Самарской области Наталья Катина. Генеральный директор компании "Транспорт будущего Самара" Юрий Козаренко считает, что важно подводить промежуточные итоги, и такой формат общения – самый подходящий:
– Мы переживаем каждый раз новый этап. Сегодня наша компания прошла определенную дорогу, своя была у научно-производственного центра. "ДельтаТех", "Авиакор", другие компании из Самары проделали путь в реинжиниринге, закупке оборудования, комплектующих, выпуске беспилотников. Мы подведем промежуточный итог, скажем, выполнили ли целевые показатели и куда идем дальше. Цели большие и нужно соизмерять вектор движения.
Также представители кластера считают, что крайне важна в новой отрасли поддержка государства. Учебным заведениям она помогает начинать разработку научных проектов, выходить на федеральный уровень, готовить новые кадры. Производители же в первую очередь рассчитывают на помощь в освоении рынка, чтобы продукт находил потребителя, а не забивал склады. Когда в более чем 70 регионах Российской Федерации действует запрет на использование беспилотников, без поддержки государства не обойтись, считает Козаренко:
– Сегодня Правительство осознает не только необходимость производства, но и последующее применение гражданских беспилотников. Пока они не станут полезны населению, обычным людям, мы не построим отрасль беспилотных авиационных систем. И в этом, конечно же, поддержка Правительства очень важна. Активность губернатора Дмитрия Азарова и его личная вовлеченность не только в производство, но в процесс развития применения беспилотников является одним из фундаментов достижения наших целей.
По его словам, "Транспорт будущего" сейчас активно расширяется – делает дроны, приступил к производству комплектующих.
– Это набор винтов, двигателей, драйверов, полетных контроллеров. Задача у нас непростая: не только произвести в этом году 1,5 тысячи беспилотников (агро- и других дронов массой более 30 килограммов), а запустить всю линейку отечественных комплектующих. Поэтому у нас идет большой набор персонала, мы работаем с поставщиками, продолжаем готовить здания и постепенно вводим активы, – рассказал Козаренко.