В Самаре работает выставка "На велосипеде в космос"
В Музее модерна запустили проект (0+), посвященный влиянию двухколесного транспортного средства на достижения мирового масштаба. Гости выставки узнают о технических особенностях велосипедов, увидят предметы конца XIX века, архивные документы и фотографии.
Фото: Ирина Быкова
Педальный самокат
"На велосипеде в космос" - это история о том, как менялся городской досуг, в том числе в Самаре. На выставке представлены уникальные транспортные средства из коллекции Политехнического музея в Москве. В их числе - легендарный "костотряс" 1886 года, велосипед-"бегунок" без педалей 1817 года, велосипед-"паук" с большим передним колесом, трековые модели и другие экземпляры XIX-XX веков.
Проект вошел в программу международного форума "Россия - спортивная держава" (12+), который пройдет в регионе в ноябре. Также партнерами выставки выступили Ракетно-космический центр "Прогресс", музей "Самара Космическая", областная универсальная научная библиотека и Центральный государственный архив Самарской области.
Первые прототипы велосипедов появились в XVIII веке. Тогда энтузиасты-изобретатели видели их четырехколесными и с местом для слуги, который крутил педали.
В 1817 году немецкий барон и землемер Карл фон Дрез создал "машину для бега" - двухколесную конструкцию из дерева. Ездить на нем нужно было, отталкиваясь ногами от земли. Фон Дрез преодолел так более 80 километров от Мангейма до Франкфурта. К 1830-м годам беговые велосипеды вышли из моды.
Позже французские мастера Эме и Рене Оливье, Пьер Лаллеман и кузнец Жан Мишо изобрели "педальный самокат". По их мнению, такое транспортное средство экономит время, деньги и позволяет тренировать мышцы.
Изобретение спровоцировало важные социальные изменения. Велосипедный бум и эмансипация имеют много общего. В конце XIX века примерно треть покупателей велосипедов были женщины. Они носили спортивные костюмы, как мужчины, и отказывались от некоторых традиционных для того времени установок.
Велосипедная Самара
В 1895 году в нашем городе основали местное общество велосипедистов-любителей. Их целью были популяризация езды и усовершенствование средства передвижения.
В клуб входили купцы Константин Головкин, Александр Курлин, Франц Нейман, дворянин Николай Батюшков и многие другие прогрессивные горожане. У них был свой велодром, который находился на месте нынешнего здания Дома промышленности. В этом обществе обучали езде, проводили прогулки и экскурсии.
Позже велосипеды стали настолько популярны, что потребность в отдельной группе энтузиастов отпала. В 1908 году на велодроме в Самаре проходили короткие заезды на скорость. Также спортсмены отправлялись на прогулки за город - в села Курумоч, Новый Буян и Сергиевск.
- Среди велосипедистов-любителей был Константин Головкин - один из самых известных купцов Самары, - говорит заведующая Музеем модерна Ирина Свиридова. - Мы предполагаем, что у других купцов также были велосипеды. Возможно, владелец дома, где сейчас находится наш музей, Александр Курлин, на нем тоже ездил.
От простого к сложному
Часть выставки посвящена истории РКЦ "Прогресс". Это бывший Государственный авиационный завод №1, эвакуированный в Куйбышев из Москвы во время Великой Отечественной войны. В дореволюционное время он носил название "Дукс". Промышленный гигант вырос из маленькой фабрики, которая в том числе производила велосипеды.
В экспозиции есть модели "Дуксов" 1917-1920 годов, а также копии космических аппаратов и ракет, которые выпускают в Самаре.
- Все началось в Москве в маленькой мастерской по ремонту велосипедов, - продолжает Свиридова. - Ее владелец понял, что за этим изобретением - будущее. Он наладил производство высочайшего качества. Завод "Дукс" одним из первых начал создавать собственные запчасти и элементы. Эти велосипеды были как у царской семьи, так и у многих жителей Российской империи. Известно, что Константин Циолковский тоже ездил на "Дуксе".
Завод выпускал также дирижабли и самолеты. Позже на его базе появился авиационный завод. Свиридова отметила, что первый в истории самолет, спроектированный братьями Райт в американском городе Дейтон, тоже был создан в мастерской по ремонту велосипедов.
Эксперты считают, что велосипед стал одним из самых значительных изобретений человечества. Он прошел путь от деревянной "машины для бега" до сложного технологичного устройства, а также дал толчок к развитию инженерной мысли.
- Мы на протяжении 130 лет создаем сложную технику, - говорит генеральный директор РКЦ "Прогресс" Евгений Лукин. - Трансформацию, переходный процесс и все вехи сложно отразить в одной экспозиции. У нас есть свой музей, где находятся макеты тех машин, которые мы сейчас выпускаем. Но в таком ракурсе мы видим технику впервые. Действительно, космос начинался с велосипеда.
Подробнее смотрите в сюжете телеканала "Губерния" (12+).