В Самаре проходит выставка к 110-летию со дня рождения художника Александра Васильева
Вадим Карасев /
С экспозицией "Учитесь видеть красоту!" (6+) можно познакомиться в областном художественном музее с 25 сентября по 24 октября. Здесь представлены театрализованные портреты, созданные Васильевым, изображения интерьеров мастерской и натюрморты, в которых будничные вещи преображаются его поэтической фантазией.
Александр Павлович Васильев был многогранным мастером. Талантливым сценографом и необычным живописцем, создавшим свой собственный мир, в котором было место и поэзии, и сарказму, и иронии.
- Театр оставил мне страсть к творчеству, к большой игре фантазии, - говорил художник.
Это качество более всего заметно в гротесковых портретах, созданных Васильевым в семидесятые и восьмидесятые годы - таких, как "Художник" и "Антракт". Некоторые портреты - это целые истории, рассказанные в красках. Одну из них можно нафантазировать, вглядываясь в фигуру старого слепого скрипача на одном из полотен. Другую - рассматривая изображения поникшей женщины и окружающих ее вещей на картине "Горе".
Все картины художника плотно насыщены деталями, и каждую из них хочется разглядывать отдельно. В этом отношении особенно показательна картина "На европейском курорте". Вазы, грибы, лопухи, букеты полевых цветов - все это на полотнах художника приобретает таинственный и многозначительный вид.
- Я уверен, - как-то сказал Александр Васильев, - вещи одушевлены. Они будто бы знают, для чего они созданы, что-то чувствуют, за что-то благодарят.
В натюрмортах художник выстраивает пространство, как постановщик спектакля - сценографию. Каждый герой (предмет) наделен своим характером. Цветок кротко склоняет голову. Кувшин горделиво красуется своими формами. Одежда на вешалке выглядит одиноко - словно человек, о котором все забыли.
Выставка дополнена фотографиями, подлинными предметами, изображения которых можно видеть на картинах Васильева, вещами из мастерской художника. Среди них - созданные им куклы, изысканная посуда, разрисованные стулья. На сиденье одного из них - изображение аллеи в старинной усадьбе и дамы с зонтиком, идущей нам навстречу.
Мастерская находилась на Фрунзенской набережной в Москве. В своих воспоминаниях художник написал:
- Надо сказать, что жизнь моя резко изменилась еще в 1960 году, после получения мастерской. Хотя я продолжал работать в театре Моссовета и для других театров, у меня появилось место, где можно в одиночестве исследовать вопрос о своих творческих возможностях. Мне было только пятьдесят лет, недавно родился мой сын Саня, и я, полный сил и энергии, принялся за самого себя.
В своей мастерской художник экспериментировал, осмысливал сделанное, думал о предстоящем. Над дверью этой творческой лаборатории было начертано "КУКИРИСИ", придуманное Васильевым слово, означающее: "Меняйся".
Сын художника, Александр Васильев-младший, вспоминал:
- Всякий раз, когда я приходил в папину мастерскую, меня охватывало чувство счастья. Дверь в мастерскую была очень тяжелая, открывалась со вздохом. В прихожей висело узбекское блюдо, стены были обшиты деревом. Здесь нашли приют папины многочисленные коллекции: старинные фотографии семьи, изразцы 17 века, разнокалиберные рога животных, которые он писал, книги. Получилось очень уютно. Папа писал сухими пигментами, какими в эпоху Ренессанса писал фрески. Пигменты эти разводились яичным желтком - отсюда и особый аромат темперы, который я вдыхал, еще только поднимаясь по лестнице…
На выставке можно увидеть зарисовки Васильева к будущим произведениям, а также рисунки, созданные на лоскутках тканей. Рядом - технические советы, написанные на обрывках листов рукой мастера. Например, как лучше составить грунт.
Особое место в экспозиции занимают придуманные художником "персонажи". Это ярко разукрашенные им "балбетки-толкушки", вариации на темы деревянных предметов старинной кухонной утвари. В самом названии вещиц художник объединил два понятия - "балбес" и "балбетка" (шляпка, модная в 1960-е годы). Эти предметы стали для Васильева воплощением собственного, придуманного им театра, где можно создавать замысловатые спектакли, проигрывать разные жизненные ситуации.
Пара таких "балбеток" внушительных размеров встречает посетителей уже в фойе музея. Об одной из них сам художник сказал:
- Такая толкушка напомнила мне фигурку женщины в широкой юбке до пят.
Здесь же можно прочитать другие фразы Александра Васильева, характеризующие его творчество. Вот, например:
- Какая же прелесть - поселиться в мире воображения. Так хорошо бродить по этому тихому миру образов вымышленных персонажей…
- Театр оставил мне страсть к творчеству, к большой игре фантазии, - говорил художник.
Это качество более всего заметно в гротесковых портретах, созданных Васильевым в семидесятые и восьмидесятые годы - таких, как "Художник" и "Антракт". Некоторые портреты - это целые истории, рассказанные в красках. Одну из них можно нафантазировать, вглядываясь в фигуру старого слепого скрипача на одном из полотен. Другую - рассматривая изображения поникшей женщины и окружающих ее вещей на картине "Горе".
Все картины художника плотно насыщены деталями, и каждую из них хочется разглядывать отдельно. В этом отношении особенно показательна картина "На европейском курорте". Вазы, грибы, лопухи, букеты полевых цветов - все это на полотнах художника приобретает таинственный и многозначительный вид.
- Я уверен, - как-то сказал Александр Васильев, - вещи одушевлены. Они будто бы знают, для чего они созданы, что-то чувствуют, за что-то благодарят.
В натюрмортах художник выстраивает пространство, как постановщик спектакля - сценографию. Каждый герой (предмет) наделен своим характером. Цветок кротко склоняет голову. Кувшин горделиво красуется своими формами. Одежда на вешалке выглядит одиноко - словно человек, о котором все забыли.
Выставка дополнена фотографиями, подлинными предметами, изображения которых можно видеть на картинах Васильева, вещами из мастерской художника. Среди них - созданные им куклы, изысканная посуда, разрисованные стулья. На сиденье одного из них - изображение аллеи в старинной усадьбе и дамы с зонтиком, идущей нам навстречу.
Мастерская находилась на Фрунзенской набережной в Москве. В своих воспоминаниях художник написал:
- Надо сказать, что жизнь моя резко изменилась еще в 1960 году, после получения мастерской. Хотя я продолжал работать в театре Моссовета и для других театров, у меня появилось место, где можно в одиночестве исследовать вопрос о своих творческих возможностях. Мне было только пятьдесят лет, недавно родился мой сын Саня, и я, полный сил и энергии, принялся за самого себя.
В своей мастерской художник экспериментировал, осмысливал сделанное, думал о предстоящем. Над дверью этой творческой лаборатории было начертано "КУКИРИСИ", придуманное Васильевым слово, означающее: "Меняйся".
Сын художника, Александр Васильев-младший, вспоминал:
- Всякий раз, когда я приходил в папину мастерскую, меня охватывало чувство счастья. Дверь в мастерскую была очень тяжелая, открывалась со вздохом. В прихожей висело узбекское блюдо, стены были обшиты деревом. Здесь нашли приют папины многочисленные коллекции: старинные фотографии семьи, изразцы 17 века, разнокалиберные рога животных, которые он писал, книги. Получилось очень уютно. Папа писал сухими пигментами, какими в эпоху Ренессанса писал фрески. Пигменты эти разводились яичным желтком - отсюда и особый аромат темперы, который я вдыхал, еще только поднимаясь по лестнице…
На выставке можно увидеть зарисовки Васильева к будущим произведениям, а также рисунки, созданные на лоскутках тканей. Рядом - технические советы, написанные на обрывках листов рукой мастера. Например, как лучше составить грунт.
Особое место в экспозиции занимают придуманные художником "персонажи". Это ярко разукрашенные им "балбетки-толкушки", вариации на темы деревянных предметов старинной кухонной утвари. В самом названии вещиц художник объединил два понятия - "балбес" и "балбетка" (шляпка, модная в 1960-е годы). Эти предметы стали для Васильева воплощением собственного, придуманного им театра, где можно создавать замысловатые спектакли, проигрывать разные жизненные ситуации.
Пара таких "балбеток" внушительных размеров встречает посетителей уже в фойе музея. Об одной из них сам художник сказал:
- Такая толкушка напомнила мне фигурку женщины в широкой юбке до пят.
Здесь же можно прочитать другие фразы Александра Васильева, характеризующие его творчество. Вот, например:
- Какая же прелесть - поселиться в мире воображения. Так хорошо бродить по этому тихому миру образов вымышленных персонажей…