В Самаре показали выставку художника, удивляющего зрителей на протяжении полувека
В областном центре проходит выставка произведений Владимира Терехина.
Экспозиция "Один на тропе" (12+), открывшаяся 9 июня в галерее "Новое пространство", приурочена к 50-летию творческой деятельности самобытного самарского художника.
Терехин не перестает удивлять зрителей на протяжении многих лет. Порою возникает ощущение, что на нынешней выставке представлен не один, а пять или шесть авторов. И каждый по-своему интересен.
Владимир Терехин - самоучка. Он не оканчивал профильных учебных заведений, не следовал каким-либо художественным канонам. Все полвека творчества старался быть свободным от академических и иных штампов. И передавал свое беспокойное мироощущение, отношение к вечности и людям. Он нашел своих зрителей. Работы Терехина находятся в 16 музеях мира и украшают многие частные коллекции.
120 картин разных периодов творчества представлено на нынешней выставке.
Владимир Терехин смог показать фантасмагорию обыденности, как мало кто другой. Речь идет, прежде всего, о работах восьмидесятых и девяностых годов. Таких, как "Свадьба", "На кухне", "Игроки в домино", "С бородкой", "Лица". Гротесковые персонажи здесь похожи на мультипликационных героев, сделанных из пластилина.
Некоторые картины того времени – на грани с провокацией. Они могут вызывать какие угодно ощущения, но не оставляют равнодушными. Сам художник говорит об этом с присущей ему парадоксальностью:
- Отрицательные отзывы меня интересуют больше других. Потому что положительные - обычно безлики. А мне любопытен человек, когда он находится в возмущенном состоянии.
К методу смещения реальности Терехин прибегает и в некоторых своих недавних работах – например, в картине "Демон".
Рядом с гротесковыми произведениями – философские размышления художника. В этих полотнах он переосмысливает ветхозаветные ("Сотворение мира") и евангельские сюжеты, предлагая зрителям по-новому взглянуть на вечные темы. Например, в картине "Мгновение – вечность", где рядом со стражником, под тревожным небом, – трое распятых на кресте. На Иисуса, который находится в центре, с неба направлены лучи, похожие на световую дорожку.
В серии "Да здравствует Россия!" мы видим православные храмы, чьи купола напоминают ракеты, устремленные к небу. Для художника, как он утверждает, эти работы – некая связь с космосом. Через цвет и композицию.
Небесное соединяется с земным и в таких картинах, как "Звезда небывалых надежд" и "Звезда влюбленных".
На выставке можно увидеть произведения ("Жнец", "Желтые облака"), которые перекликаются с творчеством Ван Гога – одного из любимых художников Терехина. Кстати, портрет великого голландца, созданный в 1991 году, также представлен в экспозиции.
А недавняя терехинская картина "Крик" - перекличка самарского автора с программной работой под тем же названием великого экспрессиониста Эдварда Мунка.
Судя по датировке представленных работ, в последнее время художник все чаще обращается к пейзажам. Они у него тоже необычны. Одни наполнены тревогой (например, картина "Он здесь"), в других есть что-то мистическое, таинственное, третьи поэтичны и нежны. Из последних особое впечатление оставила картина нынешнего года – "Пейзаж с поворотом реки".
Многие терехинские произведения, особенно натюрморты с букетами – настоящий праздник цвета. Это же можно сказать и об экспериментальной работе "Как там дела в раю", где среди ярких цветовых переплетений и вспышек можно угадать силуэты чудных птиц, зверей и рыб.
Самарский художник уже давно экспериментирует с колоритом. Среди его эссе, в которых он отстаивает те или иные эстетические теории, есть и такая работа - "О космическом происхождении цвета".
Выставка картин Владимира Терехина в "Новом пространстве" продлится до 9 июля.