В Самаре открылась выставка скульптора Бориса Черствого
Экспозицию можно увидеть в зале "Лекторий" Самарского областного художественного музея с 13 ноября по 6 декабря. Здесь представлены две бронзовые скульптуры и два десятка необычных работ, созданных в технике "Бронза на дереве" (16+). Искусствоведы относят их к инсталляциям.
Грань небесного и земного
Скульптора многое связывало с Самарой. Отсюда родом был его отец, работавший дипломатом. Борис Черствый оставил для города несколько скульптур. Самая известная - памятник воинам-интернационалистам.
В этом году Борису Черствому исполнилось семьдесят, и вскоре после этого он ушел из жизни. А в 2015-м он закончил серию работ на христианские мотивы "Апология". Это аскетические библейские образы, сделанные в минималистской манере. Удивительное сочетание графики и скульптуры. Совсем немного художественных средств - выпуклости, прочерченные линии. И в них - едва уловимая пульсация жизни.
В детстве Борис Черствый увлекался музыкой. И родители видели в нем будущего исполнителя. Он пошел по другому пути. Но то увлечение "откликнулось" в серии его поздних произведений. Они музыкальны и, кажется, парят в воздухе, подобно звукам Баха. Такова, например, композиция "Вход Господен в Иерусалим", где лишь тончайший графический нимб четко означает грань небесного и земного.
Еще в юности, обучаясь в Строгановском училище, Борис Черствый отказался от академизма, став приверженцем архаической образности, идущей еще, может быть, от неизвестных нам первобытных мастеров с их наскальными рисунками. Для скульптора была важна первозданность формы, мягкая фактура бронзы. Необыкновенные рельефы создавались в технике литья из бронзы с помощью восковых пластин на начальной стадии работы. Теперь эти произведения могут увидеть и самарцы.
Защита и похвала
Почему у выставки такое название - "Апология"?
- По-гречески "апология" - это и защита, и похвала, - говорит организатор выставки, московский скульптор Изана Голетиани. - Христианские апологеты были защитниками веры. Мне кажется, в произведениях, представленных на выставке, есть оба этих смысла. Такое ощущение, что автор очень бережно касался работ, с большой нежностью и любовью к этим образам. Каждое произведение отсылает нас к одному из библейских сюжетов. И сделано это потрясающе. Мне кажется, одна из самых удивительных работ посвящена четырем евангелистам, собравшимся вместе.
Сами за себя говорят названия и других работ на вечные сюжеты - "Святой", "Добрая самаритянка", "Мария с младенцем", "Голгофа", "Поклонение кресту", "Апостолы", "Благословение", "Святое семейство", "Погребение". Евангельские мотивы здесь соседствуют с ветхозаветными.
Рядом с инсталляциями - две бронзовые скульптуры: "Идущая в пустыне" и "Мария Египетская". Этот образ христианской святой, считающейся покровительницей кающихся женщин, видимо, был особенно дорог скульптору. Отражен он и в двух инсталляциях мастера. И именно скульптура "Мария Египетская", одно из последних и любимых созданий Бориса Черствого, по инициативе его вдовы Маргариты Бычковой передается в дар Самарскому областному художественному музею.
- Удивительная работа, - говорит заведующая научным отделом художественного музея Светлана Шатунова. - Она напоминает скульптуры Джакометти, которыми вдохновлялся Борис Черствый. Плоть здесь полностью побеждена духом.
Вообще выставки скульпторов крайне редко проходят в Самарском художественном музее. Нынешняя - исключение.
- Я рада, что состоялось знакомство самарских любителей искусства с этим необыкновенным поэтичным скульптором, - продолжает Светлана Шатунова. - В каждой работе чувствуется душа автора. В классических сюжетах он находит собственный изобразительный язык, убирая все бытовые подробности и детали. Оставляя только намеки, тонкие, едва уловимые очертания. В этом минимализме художник говорит о главном, о вечном. Казалось бы, как в таком застывшем материале передать моление, передать боль, прощение, страдание? Скульптору Борису Черствому это удавалось...