В Самаре открылась выставка художников-символистов

В самарском Музее модерна 21 декабря открылась выставка "Голубая роза" (0+). Проект представляет знаковые работы русских художников, которые творили в направлении "символизм" на рубеже XIX-XX веков.

Фото: Юлия Рубцова

Пролог к "Розе"

В 1907 году в доме фабриканта и создателя "фарфоровой империи" в России Матвея Кузнецова с успехом прошла выставка "Голубая роза". Ее изысканность, тонкость художественных методов и возвышенность над бренным миром породили объединение художников "второй волны" русского символизма. Название своего тандема они позаимствовали с выставки.

Костяк "Голубой розы" составили саратовцы (Павел Кузнецов, Петр Уткин, Александр Матвеев) и москвичи (Николай Сапунов, Сергей Судейкин, Николай Крымов). Интересно, что за три года до основания творческого объединения в Саратове прошла выставка "Алая роза", где демонстрировались работы Уткина, Кузнецова и других будущих "голуборозовцев", а также Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля.

В Музее модерна можно увидеть работы перечисленных авторов и их коллег.

Учились у великих

Экспозиция разделена на четыре зала, каждый из которых соответствует заданной теме. Концепция первого знакомит посетителей с учителями и вдохновителями участников "Голубой розы". В объединение входили художники, которые учились у Константина Коровина и Валентина Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В зале представлена белоснежная фарфоровая скульптура "Похищение Европы", созданная Серовым в 1914 году.

Многие "голуборозовцы" были последователями Виктора Борисова-Мусатова. Мастер-символист не дожил до выставки 1907 года, но его работы с присущими им композиционной гармонией и непосредственностью оказали большое влияние на молодое поколение художников. В зале можно увидеть нежное графическое произведение "Девушки, застигнутые грозой" начала 1900-х.

Безусловно, не мог не повлиять на символистов один из значимых художников рубежа веков. Михаил Врубель не брал учеников, но подражать приемам гения старались многие. В выставочном пространстве демонстрируются его эскиз "Неаполитанский занавес", майоликовая скульптура "Волхова" и небольшой "Демон" на холсте.
Также здесь находятся две керамические вазы начала 1900-х - Строгановского художественно-промышленного училища и Абрамцевской мастерской.

Изобразить чувства в цвете

У художников "Голубой розы" не было единой концепции, каждый творил в индивидуальной манере. Их объединяло другое - способность выразить на холсте нематериальные категории, главными из которых были эмоции и состояния души. Авторы раскрывали чувственный мир, то, что нельзя увидеть, а только уловить ощущение.
В зале "Переживания" собраны несколько работ Николая Рябушинского. Он не только профессионально занимался живописью и выставлял свои произведения на выставках "Голубой розы", но и, будучи представителем знатного московского купеческого рода, оказывал художникам меценатскую поддержку. Посетители увидят его автопортрет "В саду" 1931 года и две кардинально разные по технике, цветовому воплощению и смыслам картины 1920-х - "Последний луч" и "Натюрморт с черепом".

Мировосприятие Николая Сапунова всегда находило отражение в цветовых решениях его работ. Например, в "Натюрморте с автопортретом" 1907 года оттенки складываются в сложную, одновременно спорящую и сбалансированную систему. Требовательный синий на фоне уравновешен пастельными желтыми и оранжевыми цветами (цвет как растение и как вариация краски). А напротив - глиняная скульптура  Александра Матвеева "Сидящая" как торжество женственности, красоты и гармонии.

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова не входили в объединение "Голубая роза", но принимали участие в совместных выставках. В экспозиции рядом с символистами представлены их картины "Окно" и "Пейзаж" соответственно. Они пока лишены авангардных экспериментов, благодаря которым прославилась эта пара, но уже узнаваемы по характерным для художников цветам.

Игра в театр

Пока одни "голуборозовцы" исследовали тайны человеческой души, другие нашли себя в мистификации. На картинах первых отражен чувственный мир, а вторых - ирреальность театра. Третий зал "Театрализация" знакомит посетителей с художниками сценографии.

В 1910 году Сергей Судейкин был главным оформителем только открывшегося в Петербурге Дома интермедий. В представленных на выставке работах "Ночное празднество" (1905) и "Карусель" (1910) видны театральная игривость, гротескность и карнавальное дурачество. Это пространство балагана, которое притягивает зрителя: чем дольше смотришь на картины, тем скорее становишься их частью.

Гротеск также очевиден у Николая Сапунова. От произведения "Бал" веет притворной роскошью. Все люди здесь - бездушные и обезличенные марионетки с излишней напыщенностью. В этом мире нет места не то что тонкой душе, но даже простой обыденности. В противовес этому - "Эскиз декорации" кисти Сапунова. Филигранная работа с оттенками синего и зеленого погружает в мечтания о прекрасном и будто предвосхищает некие будущие нежные события.

Театрализованно выглядит "Выезд Венеры" Николая Феофилактова, где античность сталкивается с неоклассицизмом и примитивом. Сюжет двух "Испанских мотивов" Артура Фонвизина построен на шумных, балаганных спектаклях испанского театра эпохи Возрождения, когда находилось место и основной пьесе, и второстепенной истории, и всеобщим танцам в масках.

Картина "Памяти Сапунова" Николая Милиоти наполнена символистскими смыслами, но и она во власти мистификации. На фоне ночного маскарада яркая фигура из цветовых пятен яростно (и тщетно) пытается отогнать от себя смерть с серпом в руке. Сюжет картины принадлежит к ирреальному миру: в действительности художник утонул во время лодочной прогулки.

Подлинная красота

На холстах художников "Голубой розы" визуальную форму обретали эмоции, настроения, мечты об "идеальном" и красоте. Все это было выражено не столько в сюжетах, сколько в цветовых решениях, поскольку именно цвет символисты считали главной выразительной особенностью живописи. В четвертом зале "Грезы" представлены несколько работ Василия Милиоти, краски которых поражают: "Всадник", "Сафо и Пегас" и "Прогулка". А благодаря мастерски переданному свету картина "Горный ручей" Николая Крымова обретает кажущуюся фактурность и напоминает гобелен.

Два мира, реальный и чувственный, могут объединиться лишь во сне. Точнее, в зыбком моменте, когда человек просыпается. Это пограничное ощущение передано на мистических картинах Петра Уткина "Лунное" и "Ночь. Осенняя песня", а также в работе "Ночь серебристая" Крымова.

Работа Анатолия Арапова "Северная песня" неслучайно имеет музыкальное название. Музыка для многих символистов была самым совершенным видом искусства, гармоничным и поистине подлинным. Другие нашли высшую красоту в поэтике Востока - холст "Ковровщицы" и эскиз "Голубой фонтан" Павла Кузнецова.
Предметный ряд завершающего экспозицию зала дополняют керамические вазы начала 1900-х - "Птица" Сергея Малютина и "Совы" Николая Сапунова, а также подсвечник "Слон" Ивана Фомина.

Оставили яркий след

В 1910 году в "Голубой розе" произошел кризис, а затем раскол. Рябушинский был вынужден отказаться от благотворительности из-за карточного долга. Некоторые входившие в объединение авангардисты создали группу "Бубновый валет", другие художники присоединились к "Миру искусства".

С приходом к власти большевиков символизм объявили чуждым "советскому зрителю". Николай Милиоти, Сергей Судейкин и Николай Рябушинский эмигрировали, а Артура Фонвизина и Александра Матвеева обвинили в формализме. Некоторые художники нашли работу в других "околокультурных" сферах, судьба отдельных сложилась менее удачно. Так или иначе, "голуборозовцы" стали яркими представителями русского искусства начала ХХ века.

Посетить выставку в Музее модерна можно до 24 марта.

Одной из жемчужин выставки является изображение "Головы Демона" Михаила Врубеля. Чем еще удивила выставка самарскую публику, смотрите в сюжете телеканала "Губерния".


Материал по теме

Полная версия