В Самаре открылась выставка к юбилею Константина Головкина

Экспозиция (12 +) к 150-летию со дня рождения этого человека, ставшего одной из самых ярких фигур в истории самарской культуры, разместилась в Мраморном зале областного художественного музея. Устроители выставки представили самые разные грани деятельности Константина Павловича - купца, художника, краеведа, архивиста, основателя музейной коллекции.

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

Здесь можно узнать, например, о Головкине как организаторе художественного кружка в Самаре и устроителе выставок местных живописцев. Об этом рассказывают фотографии и документы. Среди них - письмо Константина Павловича от 1897 года "по устройству Самарского городского музея".

Головкин был одним из основателей самарской пейзажной школы. Он часто путешествовал по Волге - в районе Постникова оврага, Барбошиной поляны, бывал у подножия Царева кургана. На выставке разнообразно представлены его пейзажная живопись и графика 1880-х - 1910-х годов. К сожалению, до нашего времени дошло не так много картин Головкина. В собрании областного художественного музея их пять, еще одна хранится в местном историко-краеведческом музее.

Центральное место в нынешней экспозиции занимают программные картины художника - "Последний снег. Осокори" (1895), "В Жигулях. Переправа" (1901), "Зимнее солнце" (1906). Рядом - этюды и рисунки разного времени, поступившие в дар музею от автора в 1918 году. Это не только пейзажи, но и бытовые зарисовки, по которым мы можем, например, представить, как выглядели в конце позапрошлого века солдаты, бурлаки и какие судна ходили по волжской воде.

Тут же произведения самарских друзей Головкина - Николая Осипова, Георгия Подбельского, Василия Гундобина, Владимира Михайлова. Юмористическую ноту добавляют карикатуры и шаржи на художников из Самары, созданные в начале прошлого века.

На выставке представлены и самые первые произведения известных российских художников, поступившие в Самару после обращения к ним Головкина с товарищами в 1897 году. Среди авторов - Константин Юон, Федор Рерберг, Василий Бакшеев. Их картины и стали первым вкладом в коллекцию художественного отделения при местном публичном музее.

Немало любопытных подробностей можно узнать о том, как Головкин работал над проектом своей знаменитой "Дачи со слонами" на волжском берегу. Вот как вспоминал самарский художник и скульптор Василий Акимов, в свое время служивший мальчиком в магазине Головкина:

- Когда он задумал построить себе дачу, то делал все сам. Рисовал эскизы в карандаше. Десятками вырезал из бумаги, неоднократно клеил макеты, которые были у него изумительно продуманы и интересны каждый по-своему. Многие из них были уничтожены и заменены новыми. Работоспособность у него была колоссальная.

Константин Павлович издавал открытки с репродукциями своих картин и фотографиями волжских видов достопримечательностей Самары. На выставке можно увидеть образцы этих открыток, а также альбом гелиогравюр "Виньетки Волги".

Представлены здесь и фотографии самого Головкина разных лет, а также его родителей, жены, детей.
О характере его работы как архивариуса дают представление листы из справочника "Вся Самара на 1925 год".

На открытии выставки выступили заместитель министра культуры Самарской области Ирина Калягина, директор художественного музея Алла Шахматова и ее заместитель Татьяна Петрова, правнук юбиляра Константин Овчинников.

- Головкин был влюблен в Самару, - сказала Ирина Калягина. - Он очень многое сделал для культуры нашего города. И самарцы помнят о нем. В юбилейный год проходят выставки, посвященные Головкину, а вскоре в городе будет открыт памятник ему.

Экспозиция в областном художественном музее будет открыта до 30 января.

Материал по теме

Полная версия