В Самаре обсудили проблему речных пассажирских перевозок
Тему затронули на заседании круглого стола, которое инициировал региональный штаб Общероссийского народного фронта.
На чем
Как заявили представители Общероссийского народного фронта, опросы показывают, что жители Самарской области не удовлетворены нынешним положением дел с речными перевозками. Проблема обостряется, когда начинается "Заволга": на турбазы и в палаточные лагеря отправляются тысячи людей.
- Состояние речного флота не устраивает жителей. По оценкам специалистов, средний возраст судов составляет около полувека. Как результат - развивается нелегальный рынок перевозок, - отметил сопредседатель штаба ОНФ в Самарской области Вадим Нуждин.
Еще один представитель регионального штаба Дмитрий Волобоев добавил, что люди также жалуются на плохое состояние причалов, на неудобное расписание, которое не полностью учитывает реальные потребности пассажиров.
О том, как шло развитие сервиса, и о нынешнем положении дел рассказал исполнительный директор ООО "Самарское речное пассажирское предприятие" Иван Квасюк.
По его словам, с 2016 по 2018 год были организованы скоростные маршруты "Самара - Сызрань" (протяженность 123 километра), "Самара - Тольятти" (72) и "Тольятти - Самара - Сызрань" (195). На этих линиях работали суда "Восход" вместимостью 71 человек. Всего выполнили 893 рейса, перевезли 16 705 пассажиров. Средняя загруженность одного рейса составила около 30 %, то есть пассажирский спрос был низким. Убыток предприятия за этот период, как сообщил Квасюк, почти 27,5 млн рублей.
- К навигации 2021 года предприятие готово, - отметил Квасюк. - Суда "Москва-110" и "Фарида Муртазина" находятся в завершающей стадии среднего ремонта. Всего на балансе предприятия самоходных судов летней навигации 16 единиц, плавучих объектов - 21, в эксплуатации - 10 и 19 единиц соответственно. Средний возраст самоходных судов - более 44 лет, плавобъектов - свыше 55 лет. Плавучие объекты, необходимые для безопасной посадки и высадки пассажиров, требуют капитального ремонта.
По словам замминистра - руководителя департамента развития транспортного комплекса регионального Минтранса Сергея Калинина, необходимо не просто обновлять флот, а расширять номенклатуру. В 2020-м за счет областного бюджета закупили три судна на воздушной подушке, их задействовали для ледовой переправы. Замминистра сообщил, что власти прорабатывают вопрос об использовании судна "Чайка" вместимостью 176 человек, которое работает на сжиженном природном газе. Также поступило предложение задействовать электрические суда (по 80 мест). В этом сезоне планируют взять такое "на пробу". После тестовой эксплуатации будут решать, подойдет ли подобный флот нам.
Как отметил председатель совета директоров ЗАО "Нефтефлот" Сергей Фофанов, для эксплуатации электрических, гибридных и судов на газе нужна соответствующая инфраструктура. В регионе ее пока нет.
Куда
Калинин рассказал, что общая протяженность маршрутной сети речного транспорта в Самарской области составляет 478 километров. Длительность навигационного периода - около 220 суток. Ежегодно речной транспорт перевозит свыше 1,2 млн человек. По этому показателю Самарская область занимает одно из ведущих мест в России. Стратегические задачи: реконструкция береговой инфраструктуры, обновление флота, развитие маршрутной сети. В планах уже значится ремонт причальной стенки речпорта в Самаре, а также модернизация речного вокзала - для этого проекта ищут инвестора.
Планируют возродить маршруты судов на подводных крыльях "Самара - Тольятти", "Самара - Сызрань", "Самара - Жигулевск". Перспективными являются перевозки с использованием маломерного скоростного флота (от 10 до 50 мест). Речные "маршрутки" намерены направить вдоль береговой черты Самары - от Ульяновского спуска до Царевщины с заходом на остановочные пункты Осипенко, Октябрьский спуск, Загородный парк, завод имени Тарасова, Барбошина Поляна, Студеный Овраг, Коптев Овраг, Красная Глинка. То есть это задумано как альтернатива автотранспорту.
Заместитель руководителя департамента туризма регионального Минкульта Аксана Чтецова отметила:
- Круизный туризм - одно из перспективных направлений для Самарской области. Ежегодно на территории нашего региона работают полтора десятка круизных теплоходов и восемь круизных туроператоров. Подобный вариант отдыха очень популярен у населения. Особенно востребованы круизы выходного дня. Несколько лет назад подобные туры широко использовали для организации пляжного отдыха в Винновке, Ширяево, Усовке Саратовской области. Сейчас состояние береговой инфраструктуры ухудшилось, нет оборудованных пляжных зон, что не позволяет в полной мере реализовывать эти проекты.
Однако популярность отдыха на воде остается высокой. В эту навигацию первый выход круизного теплохода "Алексей Толстой" запланирован на 30 апреля.
- По информации туроператоров, продажи идут активно и многие направления выкуплены полностью, - констатировала Чтецова. - Очень перспективным направлением является Сызрань, но суда не могут туда заходить по техническим причинам.