В областном центре возобновил свою работу обновленный "Горький Центр"

Во вторник, 18 июня, в Самаре произошло событие, которого давно ждали все местные любители литературы. На третьем этаже дома по улице Куйбышева, 113 после долгого перерыва, вызванного ремонтом, снова открылся "Горький Центр".

Фото: Виталий Шабинский

Фото: Виталий Шабинский

Фото: Виталий Шабинский

Фото: Виталий Шабинский

"История творится без крика и шума"

Пространство этого культурного центра реконструировано. Оно разделено на несколько зон. Здесь планируют проводить выставки, лекции, концерты, перформансы, мастер-классы, творческие встречи с писателями и другими интересными людьми.

В советское время в этом здании в течение многих лет располагался музей имени Горького.

- Он открылся 18 июня 1941 года к пятой годовщине со дня смерти писателя, - напомнил директор Самарского литературного музея Михаил Перепелкин. - Через несколько дней началась война. Музей был закрыт. Его единственный сотрудник ушел на фронт. В 1946-м, к десятилетней годовщине со дня кончины Горького, музей был открыт вновь. У него была долгая непростая история. И сегодня она нашла свое продолжение.

В одном из залов обновленного культурного пространства 18 июня открылась выставка "1884" (6 +). Ее подготовили сотрудники "Горький Центра" Артем Панкратьев, Константин Петров, Анна Киселева, Илья Приданцев и Оксана Антипова.

1884 - год появления "Самарской газеты" (16+), которая отмечает свой юбилей. Выставка рассказывает о том, что представляло собой это издание 140 лет назад, о его влиянии на общественную жизнь и литературу того времени. На одной из фотографий конца девятнадцатого века запечатлены сотрудники газеты. В этом же зале можно увидеть старинные предметы и антикварную мебель из музейных фондов.

Ранняя история "Самарской газеты" связана с деятельностью выдающихся русских писателей и журналистов, которым и посвящена первая экспозиция обновленного "Горький Центра". Все они прожили в Самаре не так долго, приехав сюда лишь на несколько лет, но оставили яркий след в судьбе города.

Выставочное пространство вызывает ассоциации с вагоном, который увозит литераторов из города в город. Чемоданы, багажные полки, книги…

Посетители видят фотографии этих писателей и иллюстрации к их произведениям, узнают подробности их жизни в Самаре.

Один из героев экспозиции - Евгений Чириков. Этот писатель, выросший на Волге, верил в русскую глубинку, считал, что именно она творит русскую историю и культуру. По мнению Чирикова, "…Слово еще не сказано. Оно застыло у всех на устах. И я верю, что скажет его опять не столица, а наша огромная, несуразная и обильная, и убогая провинция". Как считал писатель, "история творится без крика и шума, в душах тех сотен тысяч живых, искренне чувствующих и искренне думающих людей, которые прячутся в молчаливой пока провинции". Именно в Самаре Чириков почувствовал себя писателем. В "Самарской газете" он печатал театральные рецензии и рассказы (кстати, они появились в этом издании раньше литературных произведений Горького). Волжские впечатления Чирикова легли в основу его более поздних повестей "Инвалиды" и "Чужестранцы". В Самаре у него родилась дочь, которую родители назвали поэтическим именем Новелла.

Еще один писатель, о котором рассказывает выставка, - Степан Скиталец. В 1897 году в "Самарской газете" был опубликован его первый фельетон. Писал он здесь много - о театре, о путевых впечатлениях, о городских событиях. Во многом Скиталец продолжал в газете линию Горького, размышляя о "свинцовых мерзостях жизни", о разорении деревни, об ужасающем положении городской бедноты. Страстью этого писателя была не только литература и публицистика, но и музыка. У него был красивый грудной бас, в компаниях он нередко пел, подыгрывая себе на гуслях. Часто народные песни он исполнял в дуэте с Горьким. На одной из фотографий, размещенных на выставке, этих литераторов можно увидеть вместе. В руках у Скитальца - его любимый музыкальный инструмент.

Часть экспонатов посвящена Николаю Гарину-Михайловскому. Будучи хозяином поместья в селе Гундоровка нашей губернии и служа инженером на железной дороге, этот писатель печатал в "Самарской газете" свои рассказы. Он часто писал их на ходу - в поездах, на клочках афиш и чертежей. Человек аналитического ума, Гарин-Михайловский стремился дойти до сути вещей, и его произведения изобиловали публицистическими вставками. Так было и в очерке "В сутолоке провинциальной жизни", в котором писатель изобразил самарское общество конца девятнадцатого века. Образ нынешней выставки как нельзя более соответствует характеру Гарина-Михайловского. Путешествия были его страстью. Он не только исколесил всю страну, строя железные дороги, но и совершил кругосветное путешествие, в ходе которого собрал богатые этнографические сведения.

Четвертый герой экспозиции - театральный и литературный критик, поэт Александр Смирнов (Треплев). Он приехал в Самару с родителями в раннем детстве. Служил здесь нотариусом и был гласным городской Думы. Но подлинным призванием его была театральная критика. Именно он одним из первых в России пытался осмыслить феномен чеховской "Чайки". В "Самарской газете" в 1897 году этот критик опубликовал большую статью "Театр душ". И с этого момента он взял себе псевдоним по имени одного из чеховских персонажей - Константин Треплев. Именно Смирнов ввел в самарское общество приехавшего в наш город молодого Горького. Позднее как критик он нередко обращался к творчеству этого писателя, одним из первых попробовал объяснить причину огромной популярности пьесы "На дне".

В этом же зале можно узнать о развлечениях самарского общества на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. По свидетельству Гарина-Михайловского, одним из самых любимых была карточная игра бостон. Кроме того, жители города любили гонки на лошадях и велосипедах, а также "волжскую кругосветку", популярную и в наше время.

В стиле классицизма и модерна

В другом зале среди прочих вещей можно увидеть старинное пианино, подаренное "Горький Центру" одной из жительниц Самары, Аллой Сарфиной. Этот инструмент принадлежал ее деду, Науму Синельникову, который в начале Великой Отечественной ушел добровольцем на фронт и так и не вернулся. Пианино хорошо настроено, и в скором времени оно зазвучит под руками самарских музыкантов.

В этом зале 18 июня открылась небольшая выставка, посвященная ранней истории дома, где находится "Горький Центр". До революции здесь был доходный дом Луки Ясенкова. На выставке можно узнать немало любопытного о первом владельце здания. Ясенков - бывший крестьянин села Воронино Смоленской губернии, позднее ставший купцом второй гильдии. В Самару он перебрался в конце 1880-х годов. Здесь он занимался организацией строительных работ, был депутатом городской Думы. Его страстью были лошади и автомобили (к началу Первой мировой он был владельцем двух "Опелей"). В 1890 году Ясенков купил дворовое место возле кирхи на улице Дворянской (ныне Куйбышева) у самарского мещанина Литвинова. В 1897-м построил здесь двухэтажный каменный дом, а в 1904-м третий этаж. В архитектуре здания сочетаются элементы классицизма и модерна. На первом этаже располагались магазины, на втором - апартаменты Ясенкова, а комнаты верхнего этажа хозяин сдавал. Ныне здесь находится "Горький Центр". О событиях, которые будут происходить здесь, мы наверняка услышим не раз в скором времени.

Материал по теме

Полная версия