В музее Отрадного оживает культура мордвы

Музей истории мордовского народа (0 +) в этом городе - молодой. Шесть лет назад он стал подарком Отрадному от благотворительного фонда "Паро" ("Добро"), которым руководит председатель президиума регионального отделения международного экологического движения "Живая планета", депутат городской думы Владимир Муратов.

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

Медведь как тотем

В этом музее можно узнать немало интересного об истории, культуре, образе жизни и традициях двух ветвей мордовского народа – эрзи и мокши. Экспозиция рассказывает о зарождении этноса и его развитии на протяжении нескольких столетий.

- Создавая музей, мы ставили цель сохранить народные традиции. Экспонаты собирались по крупицам более десяти лет, - рассказывает Владимир Муратов. - Мой сын Николай организовал этнографическую экспедицию. В поисках экспонатов ее участники побывали в Мордовии и во многих деревнях Самарской области. Некоторым из собранных здесь вещей более ста лет. Экспозиция рассказывает о самобытной культуре мордвы. И в то же время она позволяет осознать, что все мы – члены одной дружной семьи народов России, на протяжении веков живущих в единстве, согласии и уважении к другой культуре.

Музейное пространство разделено на несколько тематических зон. В одной из них рассказывается о мире мордовских божеств и идолов. Природа, поселения, жилища, хозяйственные сооружения, пасеки, колодцы – все это, по представлениям мордвы, имело своих духов-покровителей. Божества могли быть как добрыми, так и злыми. И о тех, и о других мордва складывала песни, сказки, легенды.

Одна из таких рассказывает о женщине, вышедшей замуж за медведя. Этот зверь был почитаем в народе и олицетворял древнего предка. Медведь в мордовском эпосе – основатель традиций, тотем, дух-охранитель и хозяин нижнего мира.

На мордовских деревенских свадьбах и в наши дни молодожены порою встают на медвежью шкуру. После этого их посыпают хмелем и пшеном, а родственники, читающие заговор, просят предка-медведя дать жениху с невестой силу и здоровье. О культе этого животного напоминает его чучело, ставшее одним из экспонатов музея.

Еще одно животное, являющееся персонажем многих мордовских сказок и легенд, - орел. По народным поверьям, эта хищная птица зорко следит за тем, чтобы повсюду был порядок. Изображение орла можно увидеть в деревянной скульптурной композиции, подаренной музею одним из саранских мастеров. Здесь эта птица возвышается над лесным старцем, держащим в руке посох.

Изображения божеств, созданные из дерева, погружают посетителей музея в сложный и таинственный языческий мир древней мордвы. Еще один выразительный образ - бог Чам-Паз в шапочке, украшенной национальными узорами. Он представлен здесь несколькими деревянными фигурками. Считалось, что, именно Чам-Паз был одним из главных вершителей добрых дел.

В музейной экспозиции есть немало архивных материалов, рассказывающих о связи древних мордовских праздничных обрядов с христианством.

Со временем и православный крест проник в мордовскую вышивку. Однако христианского бога мордва еще долго продолжала называть Шкай или Нишкепаз – именем своего верховного божества.

Дохристианские верования до последнего времени мирно соседствовали с православными традициями. Так, рождественские колядки сочетались с молениями об урожае, праздник Троицы – с проводами весны, а на Покров женщины совершали древние обряды, отдавая дань мордовским богам - покровителям скота и жилища.

Особую ценность в экспозиции представляют старинные церковные книги. Есть здесь и Библия "мордовского образца". На мокшанский и эрзянский языки религиозные тексты были переведены в позапрошлом веке. Таких изданий в России осталось совсем немного.

Птица счастья

Основным занятием мордвы издревле было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, горох, просо, полбу. Мальчики приобщались к взрослым занятиям рано – с 5-7 лет. Хозяйственных дел у мужчин было много. Они пахали, сеяли, ухаживали за скотом, плели лапти, изготавливали сбруи для лошадей и прочий инвентарь. Многие мордовские мужчины занимались ремеслами, связанными с обработкой дерева. Изготавливали прялки, деревянные кувшины. Широкое распространение получили выделка овчины, валяние сукна, плетение лаптей. Занималась мордва и гончарным, и кузнечным делом.

Девочек приучали к труду тоже с раннего детства. Они ткали, вышивали, пряли. А с 13-15 лет девочка готовилась стать хозяйкой дома.

О быте мордвы рассказывают множество экспонатов, приобретенных в ходе экспедиций. Среди них - деревянная ступа с толкушкой, рубели, прялки и многое другое.
С древних времен мордовские женщины славились искусством вышивки. В музее есть немало образцов этого ремесла. Характерные черты вышивки у эрзи и мокши – плотное примыкание друг к другу узоров, каждый из которых имеет свое символическое значение и особые мордовские "звездочки". Вышивку отличает сочетание приглушенного красного и темно-синего цветов.

В музее можно увидеть множество архивных фотографий, рисунков и гравюр XVIII – начала XX века. На черно-белых снимках – эпизоды из жизни мордовского населения, снятые более ста лет назад. Мы можем увидеть женщин в национальных костюмах, занятых вышиванием. Богомолок, направляющихся в Дивеевский монастырь. Или моления на Троицу.

О том, как раньше выглядели мордовские жители, можно судить по рисункам из книги ученого и путешественника Петра Симона Палласа, а также по гравюрам, изданным в Лондоне в 1803 году. Большой исторический интерес представляют копии иллюстраций из книги финского этнографа Акселя Хайкеля о мордовском национальном костюме. Это издание вышло в свет в конце позапрошлого века.

Образцы старинных женских костюмов можно увидеть и в самой экспозиции. Среди экспонатов есть и удивительной красоты женский головной убор, расшитый бисером.
Праздничная одежда мордовок состояла из множества элементов. Процесс одевания мог растянуться на два-три часа. Костюм подчеркивал те качества, которые особенно ценились в мордовской женщине - здоровье, силу и выносливость.

Национальные традиции преломляются в творчестве и современных авторов, которые проводят здесь выставки и мастер-классы.

- Наш музей, - говорит Владимир Муратов, - стал площадкой для художников, мастеров декоративно-прикладного творчества и народных промыслов. Это многофункциональное культурное пространство со своей насыщенной жизнью.

Среди поделок, которые можно увидеть в музее, есть и куклы-берегини, которые мало чем отличаются от их "сестричек", сделанных руками русских или чувашских мастериц. Одно из самых выразительных изделий, представленных здесь, – деревянное панно "Птица счастья".

Музей отличают современные технологии. На большом двустороннем проекционном экране посетители могут увидеть фильм, рассказывающий о важных исторических событиях в жизни народов эрзи и мокши, их обычаях и культуре. Здесь же гостям показывают видео с записью традиционной мордовской свадьбы.

На светящемся панно размещены портреты известных в России и во всем мире представителей этого народа. Среди них и изображение адмирала Фёдора Ушакова, чье имя носит музей. Православная церковь почитает его как святого покровителя российского Военно-морского флота и стратегических Военно-воздушных сил. В музее есть зал Федора Ушакова. Там расположена первая и пока единственная в регионе экспозиция, рассказывающая об отечественном Военно-морском флоте.

Материал по теме

Полная версия