В музее Отрадного оживает культура мордвы
Музей истории мордовского народа (0 +) в этом городе - молодой. Шесть лет назад он стал подарком Отрадному от благотворительного фонда "Паро" ("Добро"), которым руководит председатель президиума регионального отделения международного экологического движения "Живая планета", депутат городской думы Владимир Муратов.
Медведь как тотем
В этом музее можно узнать немало интересного об истории, культуре, образе жизни и традициях двух ветвей мордовского народа – эрзи и мокши. Экспозиция рассказывает о зарождении этноса и его развитии на протяжении нескольких столетий.
- Создавая музей, мы ставили цель сохранить народные традиции. Экспонаты собирались по крупицам более десяти лет, - рассказывает Владимир Муратов. - Мой сын Николай организовал этнографическую экспедицию. В поисках экспонатов ее участники побывали в Мордовии и во многих деревнях Самарской области. Некоторым из собранных здесь вещей более ста лет. Экспозиция рассказывает о самобытной культуре мордвы. И в то же время она позволяет осознать, что все мы – члены одной дружной семьи народов России, на протяжении веков живущих в единстве, согласии и уважении к другой культуре.
Музейное пространство разделено на несколько тематических зон. В одной из них рассказывается о мире мордовских божеств и идолов. Природа, поселения, жилища, хозяйственные сооружения, пасеки, колодцы – все это, по представлениям мордвы, имело своих духов-покровителей. Божества могли быть как добрыми, так и злыми. И о тех, и о других мордва складывала песни, сказки, легенды.
Одна из таких рассказывает о женщине, вышедшей замуж за медведя. Этот зверь был почитаем в народе и олицетворял древнего предка. Медведь в мордовском эпосе – основатель традиций, тотем, дух-охранитель и хозяин нижнего мира.
На мордовских деревенских свадьбах и в наши дни молодожены порою встают на медвежью шкуру. После этого их посыпают хмелем и пшеном, а родственники, читающие заговор, просят предка-медведя дать жениху с невестой силу и здоровье. О культе этого животного напоминает его чучело, ставшее одним из экспонатов музея.
Еще одно животное, являющееся персонажем многих мордовских сказок и легенд, - орел. По народным поверьям, эта хищная птица зорко следит за тем, чтобы повсюду был порядок. Изображение орла можно увидеть в деревянной скульптурной композиции, подаренной музею одним из саранских мастеров. Здесь эта птица возвышается над лесным старцем, держащим в руке посох.
Изображения божеств, созданные из дерева, погружают посетителей музея в сложный и таинственный языческий мир древней мордвы. Еще один выразительный образ - бог Чам-Паз в шапочке, украшенной национальными узорами. Он представлен здесь несколькими деревянными фигурками. Считалось, что, именно Чам-Паз был одним из главных вершителей добрых дел.
В музейной экспозиции есть немало архивных материалов, рассказывающих о связи древних мордовских праздничных обрядов с христианством.
Со временем и православный крест проник в мордовскую вышивку. Однако христианского бога мордва еще долго продолжала называть Шкай или Нишкепаз – именем своего верховного божества.
Дохристианские верования до последнего времени мирно соседствовали с православными традициями. Так, рождественские колядки сочетались с молениями об урожае, праздник Троицы – с проводами весны, а на Покров женщины совершали древние обряды, отдавая дань мордовским богам - покровителям скота и жилища.
Особую ценность в экспозиции представляют старинные церковные книги. Есть здесь и Библия "мордовского образца". На мокшанский и эрзянский языки религиозные тексты были переведены в позапрошлом веке. Таких изданий в России осталось совсем немного.
Птица счастья
Основным занятием мордвы издревле было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, горох, просо, полбу. Мальчики приобщались к взрослым занятиям рано – с 5-7 лет. Хозяйственных дел у мужчин было много. Они пахали, сеяли, ухаживали за скотом, плели лапти, изготавливали сбруи для лошадей и прочий инвентарь. Многие мордовские мужчины занимались ремеслами, связанными с обработкой дерева. Изготавливали прялки, деревянные кувшины. Широкое распространение получили выделка овчины, валяние сукна, плетение лаптей. Занималась мордва и гончарным, и кузнечным делом.
Девочек приучали к труду тоже с раннего детства. Они ткали, вышивали, пряли. А с 13-15 лет девочка готовилась стать хозяйкой дома.
О быте мордвы рассказывают множество экспонатов, приобретенных в ходе экспедиций. Среди них - деревянная ступа с толкушкой, рубели, прялки и многое другое.
С древних времен мордовские женщины славились искусством вышивки. В музее есть немало образцов этого ремесла. Характерные черты вышивки у эрзи и мокши – плотное примыкание друг к другу узоров, каждый из которых имеет свое символическое значение и особые мордовские "звездочки". Вышивку отличает сочетание приглушенного красного и темно-синего цветов.
В музее можно увидеть множество архивных фотографий, рисунков и гравюр XVIII – начала XX века. На черно-белых снимках – эпизоды из жизни мордовского населения, снятые более ста лет назад. Мы можем увидеть женщин в национальных костюмах, занятых вышиванием. Богомолок, направляющихся в Дивеевский монастырь. Или моления на Троицу.
О том, как раньше выглядели мордовские жители, можно судить по рисункам из книги ученого и путешественника Петра Симона Палласа, а также по гравюрам, изданным в Лондоне в 1803 году. Большой исторический интерес представляют копии иллюстраций из книги финского этнографа Акселя Хайкеля о мордовском национальном костюме. Это издание вышло в свет в конце позапрошлого века.
Образцы старинных женских костюмов можно увидеть и в самой экспозиции. Среди экспонатов есть и удивительной красоты женский головной убор, расшитый бисером.
Праздничная одежда мордовок состояла из множества элементов. Процесс одевания мог растянуться на два-три часа. Костюм подчеркивал те качества, которые особенно ценились в мордовской женщине - здоровье, силу и выносливость.
Национальные традиции преломляются в творчестве и современных авторов, которые проводят здесь выставки и мастер-классы.
- Наш музей, - говорит Владимир Муратов, - стал площадкой для художников, мастеров декоративно-прикладного творчества и народных промыслов. Это многофункциональное культурное пространство со своей насыщенной жизнью.
Среди поделок, которые можно увидеть в музее, есть и куклы-берегини, которые мало чем отличаются от их "сестричек", сделанных руками русских или чувашских мастериц. Одно из самых выразительных изделий, представленных здесь, – деревянное панно "Птица счастья".
Музей отличают современные технологии. На большом двустороннем проекционном экране посетители могут увидеть фильм, рассказывающий о важных исторических событиях в жизни народов эрзи и мокши, их обычаях и культуре. Здесь же гостям показывают видео с записью традиционной мордовской свадьбы.
На светящемся панно размещены портреты известных в России и во всем мире представителей этого народа. Среди них и изображение адмирала Фёдора Ушакова, чье имя носит музей. Православная церковь почитает его как святого покровителя российского Военно-морского флота и стратегических Военно-воздушных сил. В музее есть зал Федора Ушакова. Там расположена первая и пока единственная в регионе экспозиция, рассказывающая об отечественном Военно-морском флоте.