В мире духов Поволжья: в Самаре представили проект о народных верованиях

В областном историко-краеведческом музее имени Алабина открыли выставку "Сущности. Мифология самарских народов" (6+). Она рассказывает о русских, татарских, чувашских и мордовских традициях, о духах, в которых раньше верили наши предки.

Фото: Ирина Быкова

Фото: Ирина Быкова

Фото: Ирина Быкова

Новый проект музея знакомит с историей и обычаями жителей Поволжья. Экспозицию дополняют работы студентов факультета архитектуры и дизайна Самарского государственного технического университета под кураторством дизайнера Яны Клинк, а также произведения местного художника Олега Ефимушкина. Молодые авторы вдохновились легендами самых многочисленных народов региона и создали иллюстрации с образами духов и мистических существ. Есть тут и татарская повелительница воды Су Анасы, и мордовская хозяйка леса Вирь-ава, и верховное божество чувашей Султи Тура.

- Народная мифология – важная часть традиционной культуры, - говорит куратор выставки, заведующая отделом этнографии музея Ирина Маслова. - Когда мы работаем над разными выставками, экспозициями, мероприятиями, то касаемся темы этнографии и выходим на мифологию. Она проскальзывает в семейных обрядах, приметах и в повседневной жизни. Даже народный русский костюм отражает воззрения на мироустройство. Поэтому решили поговорить про эту обширную тему отдельно.

Музейщики выбрали для изучения духов-хозяев, которых на выставке назвали сущностями. Они обитают в разных пространствах, например в крестьянском доме. Самый популярный дух там – Домовой, также есть мордовская Кудава, Херт-сурт у чувашей. Организаторы проекта решили рассказать, где водились эти сущности и почему к ним обращались за помощью.

- Мне нравятся водные духи, - рассказывает Маслова. - Самый любимый персонаж – Ведь-ава. Это хозяйка воды. Какое-то время я изучала мордовскую культуру, в том числе кухню и рыбный промысел. Мне часто попадались упоминания этого духа в обрядах для хорошего улова. Ведь-ава двуликая, как и многие духи. Художники изображали ее по-разному. То она добрая и нежная девушка, которая исцеляет и очищает, то злая старуха, насылающая шторм и наводнение.

Выставка разделена на несколько частей. Первая посвящена дому. Избу старались защитить от нечисти с помощью орнаментов в резьбе и в вышивке на занавесках. Впрочем, порой злые духи все же проникали внутрь. Например, в русской мифологии упоминается, что Кикимора по ночам рвет пряжу и путает нити. Поэтому хозяйкам нельзя было оставлять недоделанную работу. При этом шаловливых домашних духов не выгоняли, с ними, напротив, общались и налаживали отношения. Сущностей старались задобрить, оставляя им угощения.

Еще одни герои экспозиции – духи, которые обитали в пределах села, в бане или в овине, где сушили снопы перед молотьбой.

Татарский Албасты, например, прятался в заброшенных домах и на перекрестках дорог. На выставке его изобразили в виде стога сена с горящими красными глазами. Это только одно из его физических воплощений, иногда он являлся в образе человека. Согласно быличкам, путники, которые возвращались домой в предрассветное время, видели движущиеся за ними стога сена. Люди верили, что таким образом их преследуют злые духи. Спасало путешественников пение петуха. Эта птица с давних времен является символом добра и света.

Во второй части выставки царят лесные духи. Самый популярный персонаж – Леший. Он имеет скверный характер. Мог шутить над путниками, заводить их в глубокую чащу. Мордовская Вирь-ава оберегала растения и животных. Она не любила людей, которые вырубали деревья сверх меры и охотились ради забавы. У народов существовала традиция благодарить хозяев леса и с любовью относиться к природе.

Третий раздел посвящен водоемам. Эта зона оформлена с помощью множества зеркал, которые напоминают порталы в иные миры. Там живут три татарских духа. Они управляют погодой, могут мешать рыбакам, которые засоряют реки и озера. Самым молодым считается Су Иясе. Его представляют в образе шаловливого и наивного подростка.

Русалки из русской мифологии выглядят как девушки с распущенными волосами, нагие или в белых рубахах без вышивки. Люди верили, что после Троицы наступает Русальная неделя, когда по ночам сущности устраивают хороводы, играют и качаются на ветвях деревьев. Ходить в такие места было опасно.

Четвертая зона – загробный мир. Тут тоже встречаются злодеи и миролюбивые божества. В представлении мордвы на вершине мирового древа сидит Вере-паз и раздает блага людям. У чувашей усопших встречает Султи Тура. Это божество взвешивает душу человека. Зрителям предлагают подумать о том, какие жизненные ценности для них важны и что они могли бы поставить на чашу подобных весов.

Выставка транслирует мировоззрение народов Поволжья через поверья и характеры сущностей. Она позволяет узнать, как раньше люди относились к природе и почему наделяли ее мистическими свойствами.

Ознакомиться с экспозицией можно до 1 февраля. В программе предусмотрены кураторские экскурсии и тематические мероприятия.

Материал по теме

Полная версия