В интересах всей отрасли: на РКЦ "Прогресс" внедряют передовые технологии

В самарском ракетно-космическом центре "Прогресс" сложилась система управления инновациями, обеспечивающая непрерывность процесса их создания и внедрения. В настоящее время флагман космической отрасли страны сосредоточен на проектировании и изготовлении двухступенчатой ракеты-носителя "Союз-5".
Несмотря на то, что РКЦ "Прогресс" оказался в списке предприятий, в отношении которых недружественные России страны объявили санкции, завод и вся отрасль были готовы к таким ограничениям и успешно справляются с импортозамещением.

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров подчеркивает, что научные разработки аэрокосмической промышленности - залог достижения будущих побед:

- Все, что задумано в качестве производственной программы на текущий год и последующие годы, реализуется в соответствии с ранее утвержденными планами. Устойчивая работа ведущего предприятия Роскосмоса позволяет чувствовать себя уверенно огромному количеству трудовых коллективов, которые являются участниками этой кооперационной цепочки.

В настоящее время на РКЦ "Прогресс" монтируют сразу три установки сварки трением с перемешиванием. Как рассказал первый заместитель генерального директора – главный инженер Евгений Лукин, в цехе общей сборки ракет-носителей "Союз-5" идет приемка и наладка инновационного сварочного оборудования, на котором будут выпускаться изделия для нужд космической отрасли страны.

- Метод сварки трением с перемешиванием не нов для отрасли, но сейчас технологии позволяют применять его на изделиях большой толщины. Для того чтобы мы создавали перспективный носитель, соответствующий по прочности требованиям заказчика, мы должны варить большие толщины – свыше 25 миллиметров. Новая технология позволяет делать это более качественно, нежели традиционная технология аргонно-дуговой сварки: прочность сварного шва выше, - пояснил главный инженер.

Он сообщил, что сварочное оборудование создавалось по специальному техзаданию предприятием "Сеспиль" из Чебоксар, и показал готовые элементы ракеты-носителя "Союз-5", а именно обечайки топливных баков из легкого алюминиевого сплава, сваренные по новой технологии. "Союз-5" изначально проектировался как ракета-носитель полностью отечественного производства, поэтому все системы и комплексы, которые используются при производстве, сделаны в нашей стране. Работы по проекту идут в соответствии с графиком.

- С 2014 года наш завод неоднократно подвергался санкциям со стороны недружественных государств. Для нас этот вызов стал поводом к поиску новых технических и принципиальных решений в производстве ракет-носителей. Мы находим эти решения, модернизируем площадку и улучшаем производство. Новые санкции не в состоянии сдержать развитие предприятия и повлиять на процесс производства, - подчеркнул Евгений Лукин.

Также на предприятии внедряются аддитивные технологии, которые позволяют получать детали сложной конфигурации, которые невозможно изготовить традиционными методами.

Как рассказал начальник испытательного центра РКЦ "Прогресс" Виталий Жуков, в отличие от субтрактивной технологии, которая подразумевает производство изделия из заготовки, аддитивная технология позволяет формировать изделие методом 3D-печати. При этом достигается высокая скорость изготовления и экономия материалов.

В Центре аддитивных технологий РКЦ "Прогресс" работает первая в России электронно-лучевая аддитивная установка, представляющая собой 3D-принтер для изготовления крупногабаритных изделий. Вся система отечественная, она состоит из вакуумной камеры, каждая из сторон которой имеет длину 2,5 метра, системы перемещения электронной пушки и манипулятора с изделием. Электронный луч формирует ванну расплава, в которую подается проволока, в данном случае титановая, для изготовления шар-баллона, который является элементом топливной системы ракеты.

Пятикоординатный многоосевой портал, на котором "выращивается" заготовка, позволяет изготавливать изделия практически любой конфигурации. В системе применяется отечественное программное обеспечение. Сейчас идет работа по внедрению этой технологии в серийный выпуск деталей для космической техники. Экспериментальные образцы проходят проверку на прочностные показатели для обеспечения высокой надежности изделия.

- Максимальный коэффициент использования материалов в данной технологии позволяет значительно повысить рентабельность производства. Мы прилагаем серьезные усилия к тому, чтобы наши изделия были конкурентоспособными и отвечали всем современным требованиям. Работа ведется не только в интересах предприятия, но и всей отрасли, - заключил Виталий Жуков.

Материал по теме

Полная версия