В "Дирижабле" показали эскизы в актуальных театральных жанрах

В Самарском институте культуры завершился второй этап проекта "Рупор 63" - "резиденции управления проектами оригинальной режиссуры". Авторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и Саратова представили свои эскизы.

Фото: Владимир Котмишев

Фото: Владимир Котмишев

Фото: Владимир Котмишев

Не на сцене

Идея режиссерской резиденции появилась в продюсерской магистратуре СГИКа (руководитель курса и куратор "Рупора" - Яна Егорова). Заявки на новый проект собрали еще в прошлом году. Участвовать могли студенты старших курсов и недавние выпускники. Жанр не был определен. Работать можно было в любом формате, но участников призывали дать волю фантазии и представить смелые идеи.

Заявки рассматривал худсовет, в который вошли художественный руководитель театра-студии "Грань" Денис Бокурадзе, и.о. заведующего кафедрой театральной режиссуры СГИКа Александр Мальцев и автор этого текста. В очный этап прошли шесть режиссеров с восемью проектами.

Разработка эскизов шла неделю, с 8 по 13 февраля. Все режиссеры работали в новых актуальных жанрах (не было ни одной заявки для классической театральной рассадки "сцена - зал"). При этом перед ними стояла задача познакомить зрителей с проектом, не выходя за стены концертно-театрального комплекса "Дирижабль". Поэтому о некоторых заявках пришлось скорее рассказывать, чем показывать.

Печорин или Мэри?

Сразу с двумя заявками выступил самарский петербуржец Никита Славич - выпускник магистратуры РГИСИ, известный у нас по променаду в метро "Прислоняться". В спектакле-игре "Экосвидания", открывавшем очный этап "Рупора", Славич вместе с драматургом Александрой Сальниковой предлагают зрителям "русский драматический тиндер". Каждый участник размышляет над парами персонажей из русской литературы. Пьер и Элен, Маша и Вершинин, Печорин и княжна Мэри - кому из них вы сочувствуете больше? Поменяете ли свое мнение после того, как прочитаете по ролям диалоги из романов?

Другой проект Славича/Сальниковой "Берег Вавилона" задуман как аудиопроменад по самарской набережной. Это "пандемический" спектакль, в котором участник не взаимодействует ни с кем и может представить себя не на берегу Волги, а в Тель-Авиве, Сочи, Одессе, Барселоне или Рио-де-Жанейро - в другом городе с набережной. В наушниках он услышит историю одного местного жителя от каждого города. В Самаре для рассказа о первой встрече с большой водой планируют привлечь актера Владимира Борисова.

Для тех, кто знаком с петербургским театром, концепция этого проекта сходна со спектаклем Семена Александровского "Другой город". Впрочем, это довольно распространенная в site-specific театре история, когда одно пространство играет роль другого. Так, в московском спектакле Жени Беркович "Рас-стаемся" Воробьевы горы становятся холмом Петршин в Праге. Да и в Самаре подобного театрального опыта еще не было.

Сразу два проекта представила режиссер театра кукол Екатерина Давыдова (Москва). Перформанс "Береги себя" поставлен по рассказу Людмилы Петрушевской "Гигиена" и предназначен для одного зрителя. В узкой комнате с одним окном копошатся люди в черном - семья, которая пытается выжить в эпидемию. В пластическом этюде было много про страдания и смерть. Но при этом ушла одна важная, на мой взгляд, тема рассказа Петрушевской, очень хорошо резонирующая с нашим временем: агрессия по отношению к человеку, который может стать источником заражения.

В другом перформансе Давыдовой "Пациенты" по пьесе Аси Волошиной персонажи снимали на наших глазах кино посредством телефонов. Технически эскиз был сделан с помощью конференции в Zoom, выведенной на большой экран.

Дух Головкина

Режиссер Николай Берман и драматург Анастасия Ильина (Москва), впечатлившись историей жизни самарца Константина Головкина, сделали спектакль-экскурсию "Самара - родина слонов". Потенциально она могла бы захватить несколько залов одного из самарских музеев (создатели, конечно, мечтают о "Даче со слонами"). Участники с помощью спиритического сеанса вызывают дух знаменитого самарского купца, мецената, художника и краеведа (его играет Микаел Габриелян). С помощью музейных экспонатов Головкин рассказывает о разных деталях и эпизодах из своей жизни. Как пугал священников одним из первых автомобилей в Самаре, как учился живописи или проектировал дачу... Здесь есть место интерактиву, можно обыграть музейное пространство и коллекцию.

Екатерина Мокшанкина (Самара) вместе с хореографом и исполнительницей главной роли Дарьей Досекиной сделали эскиз по рассказу Андрея Платонова "Фро". С помощью оригинальной пластики артисты рассказывают эмоциональную историю любви, тоски, переживания разлуки с мужем и встречи с ним.

Режиссер и актриса из Магнитогорска Александра Кохан ставит свежую пьесу Лидии Головановой "Дыры", в которой подсчет овощей на рынке и разговор о черных дырах в космосе неразрывно связаны. Постановщик видит свой эскиз вписанным в пространство музея "Самара Космическая".

Юлий Ридель (Саратов) выходит с театром в интернет-пространство. Его детский кукольный сериал SockSStory предназначен для YouTube. Милые персонажи, придуманные из обычных носков, будут с приключениями путешествовать по миру и учить детей интересным и полезным вещам.

Выбор худсовета, которому нужно было остановиться на трех эскизах, пал на "Берег Вавилона", "Фро" и "Самара - родина слонов". Эти работы должны в ближайшие полгода стать спектаклями в разных самарских локациях. Но это не значит, что остальные эскизы не будут реализованы. Ведь на проекте "Рупор 63" тренирует практические навыки курс будущих продюсеров.

Материал по теме

Полная версия