Узоры с райскими птицами: Нина Белявская продолжает творческие традиции монахинь Иверского монастыря
Наверное, никто в сегодняшней Самаре не знает столько секретов старинных кружев, как Нина Белявская, в совершенстве владеющая искусством филейно-гипюрной вышивки. Недавно в областной универсальной научной библиотеке прошла выставка, приуроченная к ее восьмидесятилетию. Здесь же она провела мастер-классы для всех желающих.
В сердце России
На выставке зрители увидели вышитые по старинным традициям кружевные рушники, салфетки, дорожки, скатерти, картины. Когда-то подобные красивые вещи создавали ощущение уюта в старинном доме на улице Ленинской, где выросла Нина Белявская. Того дома уже нет, но он до сих пор в ее памяти - резные наличники, высокие потолки, камин в зале, сундук со старинными книгами. И сад возле дома.
В школьные годы Нина увлеклась шитьем. Окончив швейное училище, работала в ателье. Затем - руководила кружком кройки и шитья в Кировском Дворце пионеров. Но хотелось чего-то большего. Судьба подарила встречу с Надеждой Тазовой, потомственной мастерицей, хранительницей секретов старинной филейно-гипюрной вышивки. Нина обучалась у нее на мастер-классах, которые проходили в Доме учителя. Приезжала к ней домой. Узнала, как плести сетку, как создавать узоры. С увлечением изучала книги, написанные Надеждой Тазовой.
Нина с головой ушла в это старинное искусство, в котором когда-то проявляли себя монахини Иверского женского монастыря в Самаре. И вскоре к ней пришел успех. Ее рушник "Самарская область – сердце России" был показан на выставке в Москве.
Работы Белявской можно было увидеть на ВДНХ, в Выставочном зале на Краснопресненской набережной, в Самарском историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина. Они были представлены на более чем двухсот пятидесяти выставках и фестивалях народного творчества.
В 1983 году Нине Белявской присвоили звание народного мастера России. Были и другие награды - две медали ВДНХ, знак "За достижения в культуре", медаль лауреата Всесоюзного фестиваля в Чебоксарах, городская премия "За авторское мастерство в декоративно-прикладном творчестве".
Искусство, заимствованное у рыбаков
Традиции филейно-гипюрной вышивки уходят корнями в глубокое прошлое.
- Ручное плетение сеток для вышивки было заимствовано у рыбаков, - рассказывает Нина Белявская. - Они плели сети из толстых, грубых нитей и крупные петли - клетки. Для филейно-гипюрной вышивки требуются мелкие петли, и, соответственно, нитки должны быть тонкими. А еще для плетения сеток используют шнуры, тесьму, сутаж. Монахини раньше вышивали в этой технике покрывала на кровати, подзоры, рушники.
Искусство это трудоемкое и требует усердия. Филейно–гипюрная вышивка делается по сплетенной из ниток сетке. Основной инструмент для плетения – челнок, деревянный или металлический. А еще нужна пластинка (или стерженек), на которую нанизываются петли.
Мастер должен сделать рисунок будущего изделия на бумаге в клетку. Сетка плетется по их количеству. Плюс две клетки для затягивания в пяльцы. Готовую сетку надо постирать и прокипятить. После того, как она высохнет, ее растягивают в пяльцах. Для большой работы и размеры этого инструмента должны быть соответствующие. Кстати, в маленькой квартире Белявской разместились трехметровые пяльцы, так что приходится проходить "по стеночке". Без такого инструмента было бы просто невозможно создать многие ее работы.
Вышивку начинают с того, что тщательно прокладывают контур изделия. После чего мастер приступает к созданию отдельных элементов.
Традиционно филейно-гипюрная вышивка была белого цвета. У монахинь Иверского монастыря – тоже. Белявская стала использовать и другие цвета. Так, салфетки у нее есть и желтые, и коричневые. А вот свадебные рушники – традиционного белого цвета.
Кроме того, Белявская создает панно и картины. На них – лебеди, плывущие по реке, аист рядом с гнездом, символы Самары – ракета, монумент "Скорбящей Матери-Родине" у Вечного огня. Несколько своих картин мастерица подарила Дворцу ветеранов.
"Кружевные дефиле"
Перед нашей встречей в Агентстве социокультурных технологий Белявская нарядила несколько манекенов в кружевные одежды – накидки, палантины, кардиганы, тальмы. Узоры на них напоминают то раскрывающиеся бутоны цветов, то силуэты райских птиц.
До нее женские наряды с помощью филейно-гипюрной вышивки никто не делал. По крайней мере, в Самаре. В столице и в нашем городе не раз устраивались "кружевные дефиле" с нарядами, вышитыми Ниной Белявской.
Мастерица вспоминает, как появилась идея их создания:
- Я тогда работала во Дворце пионеров. Не хотелось повторять одно и то же. И я предложила: "Девчонки, а давайте, вышьем жилет какой-нибудь!" Сделали с ними выкройку, придумали рисунок и вышили. Им так это понравилось! Вообще, в этом искусстве есть простор для фантазии. Когда мы с девочками делали салфетки, я им предлагала самим придумать рисунок. И какие же красивые узоры получались!
Чайный набор для Олега Табакова
Работы учениц Белявской можно было увидеть на Кремлевской елке, на выставках в лагерях "Артек" и "Орленок" в Крыму.
Свой опыт она передавала на мастер-классах, где обучала всех желающих, а не только детей, плести кружева. Иногда люди приходили к ней домой, чтобы узнать о тех или иных секретах мастерства. Тайн из этого Нина Белявская не делает. Несколько лет назад она выпустила книгу, где рассказала об авторских техниках и приемах вышивки.
Свои работы Нина Белявская выставляла в самарских салонах, и они неизменно пользовались спросом. Нередко посетители выставок, где были представлены женская одежда, рушники и салфетки, обращались к ней с просьбой сделать и для них нечто подобное.
Как-то вышитый ею набор салфеток купил Олег Табаков, приехавший в Самару. Они напомнили ему о бабушкином рукоделии…