Увертюра Победы: Седьмая симфония Шостаковича исполнена в Самаре спустя 78 лет после премьеры
Ксения Морозова /
5 марта, девять часов вечера, Самарский академический театр оперы и балета. То же время, то же место, но другая публика. Впрочем, среди зрителей — особенная гостья — Нелли Канделаки. Она, будучи совсем юной, присутствовала на самом первом публичном исполнении великого произведения в тогда еще Куйбышевском Дворце культуры.
— Я была еще малышкой и не запомнила многого. Хотя премьера симфонии произвела на меня такое впечатление, что я стала профессиональным музыкантом, — вспоминает Нелли Георгиевна.
Дмитрий Дмитриевич написал это без преувеличения важнейшее произведение в первый, самый жестокий и страшный год войны. Тогда, в 1941-м, в составе пожарной команды 35-летний композитор дежурил на крыше ленинградской консерватории. В металлической каске и спецодежде, в промежутках между воздушными тревогами, под свист снарядов и набирающую мощь музыку войны, он писал свою. Однако закончить произведение на берегах Невы Шостаковичу не довелось. Он завершил симфонию после эвакуации из Ленинграда уже на Волжской земле. Это произошло в конце декабря. А в начале марта 1942 года ставшая символом будущей победы музыка полилась из Куйбышева по всей стране. Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда звучала из всех приемников.
Услышать легендарное произведение в год 75-летия Победы в Самаре собралось около тысячи человек. Гости прибывают задолго до начала. Суета в фойе не утихает вплоть до первого звонка. Эмоциями, ожиданиями и воспоминаниями здесь делились практически все.
Вечер открылся словами самого Дмитрия Шостаковича. На большом экране — черно-белые кадры начала сороковых: "Моя Седьмая симфония навеяна грозными событиями 1941 года. В нашей борьбе с фашизмом, в нашей грядущей победе над врагом моему родному городу Ленинграду я посвящаю это сочинение".
С первыми звуками оркестра зрительный зал замер. Знаменитая музыка ворвалась энергично и ярко. Нарастающую тему нашествия сменяла сначала робкая, но крепнущая с каждым мгновением надежда. На фоне — кадры видеохроники времен Великой Отечественной. В глазах слушателей появляется блеск. У одних от восторга, у других — от слез. История войны и Великой Победы — в неполных 40 минутах звучания симфонии.
В 2020-м, как и 78 лет назад, овации не стихали. Зал рукоплескал стоя. Позже художественный руководитель и главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета маэстро Евгений Хохлов признался: "Мне очень приятно, что нашему оркестру выпала честь исполнить это произведение сегодня, в годовщину его премьеры. Помимо постоянных участников коллектива, у нас было несколько приглашенных музыкантов из Москвы, Санкт-Петербурга и Уфы. Единственное, в чем пришлось пойти на маленький компромисс, это количество контрабасов и струнных: сцена просто не могла вместить больше".
Финальным аккордом исторического вечера стало заявление Дмитрия Азарова: "После сегодняшнего исполнения у Самарской области есть полное право проводить музыкальный фестиваль имени Шостаковича. И я уверен, мы это сделаем".
— Я была еще малышкой и не запомнила многого. Хотя премьера симфонии произвела на меня такое впечатление, что я стала профессиональным музыкантом, — вспоминает Нелли Георгиевна.
Фото: Юлия Рубцова
"Знаменитая Ленинградская". Так нарекла симфонию Анна Ахматова. "Шостакович прильнул ухом к сердцу родины и сыграл песнь торжества", — написал незадолго до премьеры Алексей Толстой.Дмитрий Дмитриевич написал это без преувеличения важнейшее произведение в первый, самый жестокий и страшный год войны. Тогда, в 1941-м, в составе пожарной команды 35-летний композитор дежурил на крыше ленинградской консерватории. В металлической каске и спецодежде, в промежутках между воздушными тревогами, под свист снарядов и набирающую мощь музыку войны, он писал свою. Однако закончить произведение на берегах Невы Шостаковичу не довелось. Он завершил симфонию после эвакуации из Ленинграда уже на Волжской земле. Это произошло в конце декабря. А в начале марта 1942 года ставшая символом будущей победы музыка полилась из Куйбышева по всей стране. Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда звучала из всех приемников.
Услышать легендарное произведение в год 75-летия Победы в Самаре собралось около тысячи человек. Гости прибывают задолго до начала. Суета в фойе не утихает вплоть до первого звонка. Эмоциями, ожиданиями и воспоминаниями здесь делились практически все.
Фото: Ксения Морозова
Фото: Ксения Морозова
Фото: Юлия Рубцова
— Эта великая симфония была закончена в Куйбышеве, отрепетирована здесь, на втором этаже Дворца культуры, здесь же впервые и прозвучала, — рассказывает писатель и краевед Борис Кожин. — А сын Шостаковича, Максим, позже писал о том, что не будь в их жизни этого теплого города, не будь таких горячих сердец, которые поддержали здесь семью композитора, не была бы закончена так скоро Ленинградская симфония.Вечер открылся словами самого Дмитрия Шостаковича. На большом экране — черно-белые кадры начала сороковых: "Моя Седьмая симфония навеяна грозными событиями 1941 года. В нашей борьбе с фашизмом, в нашей грядущей победе над врагом моему родному городу Ленинграду я посвящаю это сочинение".
Фото: Юлия Рубцова
С приветственным словом к гостям обратился Секретарь Самарского регионального отделения партии "Единая Россия" Дмитрий Азаров. Именно ему принадлежит инициатива проведения концерта. Дмитрий Азаров отметил особую атмосферу в зале: "Для меня большая честь сегодня стоять на этой сцене. Мне кажется, что я чувствую стук сердец людей, которые здесь присутствуют. И эти сердца бьются в унисон. Бьются с благодарностью к удивительному поколению победителей, защитников, патриотов своей страны, которые отстояли независимость нашей Родины".
С первыми звуками оркестра зрительный зал замер. Знаменитая музыка ворвалась энергично и ярко. Нарастающую тему нашествия сменяла сначала робкая, но крепнущая с каждым мгновением надежда. На фоне — кадры видеохроники времен Великой Отечественной. В глазах слушателей появляется блеск. У одних от восторга, у других — от слез. История войны и Великой Победы — в неполных 40 минутах звучания симфонии.
Фото: Юлия Рубцова
Это наши поколения встретят уже 75-ю годовщину окончания Великой Отечественной. В 1942-м произведение Шостаковича слушали люди, для которых война была настоящим. Никто не знал, чем закончится это жестокое противостояние. Неясно было, что станет с Москвой и Ленинградом, как далеко вглубь страны заползет линия фронта. В то время, когда стремительно таяла вера, Седьмая симфония дала надежду и силы большой стране.
В 2020-м, как и 78 лет назад, овации не стихали. Зал рукоплескал стоя. Позже художественный руководитель и главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета маэстро Евгений Хохлов признался: "Мне очень приятно, что нашему оркестру выпала честь исполнить это произведение сегодня, в годовщину его премьеры. Помимо постоянных участников коллектива, у нас было несколько приглашенных музыкантов из Москвы, Санкт-Петербурга и Уфы. Единственное, в чем пришлось пойти на маленький компромисс, это количество контрабасов и струнных: сцена просто не могла вместить больше".
Фото: Юлия Рубцова
Впрочем, качество звучания и с этой небольшой ремаркой оставляет слушателей под впечатлением. Гости выходят из зала с воодушевлением и восторгом. "Я счастлива присутствовать сегодня здесь. Восхитительная музыка! Испытываю удивительное сочетание эмоционального подъема и спокойствия, умиротворения", — делится Анна Камакина.Финальным аккордом исторического вечера стало заявление Дмитрия Азарова: "После сегодняшнего исполнения у Самарской области есть полное право проводить музыкальный фестиваль имени Шостаковича. И я уверен, мы это сделаем".