Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова: нельзя только учить, нужно еще и воспитывать
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова обсудила с министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым вопросы воспитания, снижения стрессогенности экзаменов и воздействие блогосферы на поведение подростков. С сентября воспитательную функцию за школами России закрепили на законодательном уровне, при активной поддержке детского омбудсмена.
В июле 2020 года соответствующий законопроект подписал Президент России Владимир Путин, а с 1 сентября текущего года закон вступил в силу. Теме воспитания отводится ключевая роль в формировании духовно-нравственной основы общества, поэтому она обозначена Президентом как федеральная задача.
Воспитательная работа не должна быть исключительно прерогативой родителей, - считает Анна Кузнецова, нужно выстроить многофакторную систему, включающую также школу и допобразование.
- Образование - это обучение и воспитание, здесь нужно единство и школы, и семьи, чтобы мы достигли главного результата - это не 100 баллов по экзамену, а счастье ребенка, чтобы он рос гармоничной личностью, - отметила детский омбудсмен.
Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Татьяна Козлова согласна, что процесс воспитания детей и подростков требует комплексного, системного подхода. Она также убеждена, что важен не только вклад системы образования, но и учреждений культуры, спорта, детских и молодежных объединений, СМИ. Однако, учитывая то, какую часть своей жизни дети проводят именно в учреждениях образования, особенно значимым является вопрос организации воспитательного процесса в учебных заведениях, начиная с детских садов и заканчивая вузами, - подчеркнула Татьяна Козлова.
- Достаточно длительный период времени, когда в основу оценки работы педагога был поставлен исключительно уровень баллов, набранных его учениками, когда акцент в работе педагогов был перенесен на преподавание предмета, практически было утрачено воспитательное направление работы в школах, показал, к каким негативным последствиям это приводит. И сегодня возвращение качественной воспитательной работы с подрастающим поколением в образовательное учреждение - это жизненно, социально необходимо, - отметила уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Татьяна Козлова.
Процесс воспитания в школе должен осуществляться по всем направлениям - это не только работа завучей по воспитательной работе, классных руководителей, но и создание соответствующей общей атмосферы в образовательном учреждении. Особенно важен личный пример педагога, - считает уполномоченный по правам ребенка в Самарской области.
Схожего мнения на воспитательную функцию в образовательных учреждениях и важности внеучебной деятельности придерживается директор гимназии № 3 г. Самары Светлана Ильина.
- У нас в гимназии программа воспитания реализуется в рамках внеурочной и проектной деятельности. Каждый год мы организовываем масштабные, яркие и интересные проекты, коллективные и индивидуальные, вовлекая в них всех учащихся. Например, в течение 14 лет у нас проходит ежегодная гимназическая ассамблея на тему года, которую озвучивает Президент РФ. В частности, год 2020-й стал Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы. Все классы тянули жребий и оформляли пространство своих кабинетов в соответствии с полученной темой, например, Сталинградская битва, Блокада Ленинграда и т.д. В результате гимназия превратилась в один большой музей боевой славы, кабинеты - в залы музея, а ребята стали экскурсоводами и рассказывали каждый о своем историческом событии, - рассказала Светлана Ильина.
Как отметила директор гимназии, этот проект выполнил сразу несколько функций. Они изучали историю, на уроках по технологии делали макеты оружия и орудий, на уроках рисования создавали соответствующие иллюстрации. Вместе с родителями вспоминали собственную семейную историю, связанную с Великой Отечественной войной. Они учились готовить блюда военно-полевой кухни и танцевать танцы военных лет, слушали музыку и исполняли песни той эпохи.
- Такой проект повышает и уровень культурного, творческого, интеллектуального и духовно-нравственного развития, - уверена Светлана Ильина. - На мой взгляд, такие большие проекты, которые всесторонне развивают ребенка, прививают ему гордость за страну, за свой город, за свой народ, необходимы.
С сентября системный подход к воспитательной функции в школах будет внедряться по всей России. Анна Кузнецова предложила подключить к решению этой задачи все ведомства для разработки конкретного плана действий по реализации Стратегии развития воспитания и критериев эффективности этой работы в образовательных организациях.