Уникальная операция, орбитальный миротворец и легкий "Союз": к 60-летию первого полета в космос
"Волжская коммуна" завершает проект, приуроченный к 60-летию со дня полета в космос Юрия Гагарина. Весь год мы рассказывали о событиях и людях, связанных с ролью Самарской области в освоении космического пространства.
11 декабря 2018 года.
Восемь часов за бортом станции
В ночь с 11 на 12 декабря самарский космонавт Герой России Олег Кононенко и его коллега Сергей Прокопьев провели уникальную операцию в открытом космосе. Впервые в истории МКС они добрались без страховочных поручней до пристыкованного к станции "Союза МС-09" и вскрыли обшивку космического корабля.
Внутри бытового отсека корабля было обнаружено отверстие, из-за чего еще в августе зафиксировали небольшую потерю давления на МКС. Сергей Прокопьев, находившийся тогда на орбитальной станции, заделал его. Затем руководство "Роскосмоса" поручило изучить снаружи поврежденный участок "Союза" Прокопьеву и Олегу Кононенко, который отправился в свою четвертую космическую экспедицию 3 декабря.
- Каждый шаг за бортом станции и необходимые операции поминутно рассчитали еще на Земле, а нюансы обсудили с Сергеем, когда я прилетел, - рассказывает Кононенко.
На поверхности корабля не предусмотрены поручни, за которые можно держаться. Поэтому решили использовать два манипулятора - грузовые краны "Стрела" (их длина в развернутом виде составляет 15 метров), а также опорную площадку "Якорь", на которой можно зафиксировать ноги. Сначала Кононенко добирался до нее - площадка находилась между двумя модулями МКС. Зафиксироваться на ней оказалось делом непростым - ботинок скафандра несколько раз "выскакивал" из крепления. Космонавт в это время удерживался на конце "Стрелы" за счет другого, причем раскачиваясь от каждого движения. Прокопьев управлял манипуляторами, и один из них приблизил Кононенко вплотную к кораблю. Он прикрепился карабинами к мягкой обшивке. Но этого было недостаточно для устойчивого положения. Тогда Прокопьев "подошел" к коллеге и, насколько это возможно в невесомости, удерживал его на месте.
Невероятными усилиями с помощью резака и ножниц по металлу наш земляк вскрыл теплозащиту, потом вырезал часть микрометеоритной защиты - алюминиевой панели толщиной 0,5 миллиметра. Провел фото- и видеосъемку, взял образцы поверхности вокруг отверстия. Их затем доставили в специальном контейнере на Землю для исследования.
Вне станции космонавты провели 7 часов 45 минут. Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин назвал эту операцию беспрецедентной по сложности.
13 декабря 1974 года.
Космический ревизор
На космодроме Плесецк прошел успешный запуск космического аппарата "Янтарь-2К" для детального фотонаблюдения Земли. Это был первый спутник, который самостоятельно разработали в нынешнем РКЦ "Прогресс". Полученные снимки помогли остановить начавшуюся в мире гонку вооружений.
В тот день ТАСС сообщило о произведенном в Советском Союзе запуске искусственного спутника "Космос-697". Тогда в официальных сводках все отечественные аппараты именовали одинаково, разница была лишь в порядковом номере. Настоящее же название аппарата знали куйбышевские специалисты Центрального специализированного конструкторского бюро и завода "Прогресс" - "Янтарь-2К".
Его предшественником был спутник "Зенит", созданный в ОКБ-1 Сергея Королева.
В конструкторском бюро Дмитрия Козлова реализовали семь модификаций этой серии аппаратов и параллельно разработали новый, не имевший аналогов в мире.
"Янтарь-2К" не был похож на привычные спутники-шарики. Он имел форму конуса и вмещал в себя большой объектив, километры фотопленки, заправленной в специальные кассеты, и другое оборудование.
На внешней стороне располагались две спускаемые капсулы. Полет в среднем продолжался 30 дней, через 9 дней отснятая фотопленка в одной из капсул приземлялась в заранее заданное место. Через три недели отстреливалась другая. Еще одна кассета возвращалась в самом спускаемом аппарате. Процесс регулировался информацию можно было доставить, и немедленно, - рассказывал ветеран предприятия Георгий Фомин.
- Революционным стало то, что мы создали бортовой "компьютер" вычислительную машину, поясняет заместитель генерального конструктора РКЦ "Прогресс" Геннадий Аншаков. - Наши специалисты смогли написать для нее программно-математическое обеспечение, осуществлявшее управление всем космическим аппаратом, его системами и агрегатами.
Создание куйбышевского спутника оказалось своевременным. В те годы военное равновесие в мире было хрупким. 26 мая 1972 года СССР и США подписали договор об ограничении стратегических вооружений, который вошел в историю под названием ОСВ-1.
Державы долго не могли решить, как осуществлять контроль в этой сфере. В итоге только надзор из космоса устроил всех. Информация, полученная благодаря снимкам с "Янтаря-2К", дала возможность снизить угрозу глобального ядерного конфликта.
28 декабря 2013 года.
Сделано в Самаре
С космодрома Плесецк впервые стартовала двухступенчатая ракета-носитель легкого класса "Союз2.1в" с блоком выведения "Волга". Они были разработаны и изготовлены в РКЦ "Прогресс".
- В последние годы мировая потребность в запусках малых космических аппаратов резко возросла, говорит главный конструктор "Союза-2.1в" Алексей Смородин. - В инициативном порядке мы организовали группу, в которую вошли представители разных подразделений предприятия. Стояла задача создать современное изделие и при этом существенно снизить затраты на его разработку, эксплуатацию и запуск. В 2009 году наши замыслы одобрили, и началась полномасштабная работа.
Для создания "легкой" ракеты использовали технологии, позволяющие улучшить ее технико-экономические показатели. Носитель сделали исключительно из российских комплектующих, установили отечественное программное обеспечение. В производстве использовали высокоточные обрабатывающие центры, систему электронного проектирования и документооборота.
Инициативная группа "Прогресса" также разработала блок выведения "Волга". Вместе с "Союзом-2.1в" он позволил выводить полезный груз на средние круговые орбиты (до 1500 км) и солнечно-синхронные (до 850 км).
Новую жизнь в самарской ракете обрел "лунный" двигатель легендарного Николая Кузнецова - НК-33. Его применили в качестве маршевого в первой ступени ракеты.