Участники всероссийского форума высоко оценили опыт Самарской области по цифровой трансформации государственных услуг
Сегодня, 28 апреля 2021 года, в Самарской области по инициативе губернатора Самарской области Дмитрия Азарова прошел Первый всероссийский форум "Проектирование госуправления 4.0".
На форуме обсудили различные аспекты совершенствования системы государственного управления. В работе одной из площадок - "Оптимизация деятельности органов власти" - принял участие первый вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области Виктор Кудряшов.
Глава областного кабмина представил подробный доклад о внедрении принципов бережливого производства, которые стали основой для оптимизации и цифровой трансформации государственных услуг на территории региона.
В своем Послании Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу в трехлетний срок трансформировать большинство государственных услуг в цифровой формат. Глава государства неоднократно подчеркивал, что процесс получения госуслуг должен быть максимально простым и удобным для гражданина, человек не должен бегать по инстанциям и что-то собирать и доказывать, обмениваться документами должны ведомства.
- В самой механике процесса получения госуслуги, "дружественности" этой системы по отношению к человеку и гражданину, в максимально удобных электронных сервисах, быстро и без сбоев работающих площадках, быстрых и надежных способах регистрации - и, главное, удовлетворенности людей работой системы - должен прослеживаться принцип человекоцентричности, который стал одним из основных смыслов Послания Президента Российской Федерации, - подчеркнул председатель областного Правительства.
- Самым наглядным примером здесь является, пожалуй, принцип социального казначейства, реализуемый в социальной сфере. Он предполагает использование единой цифровой платформы, которая позволит не только назначать и осуществлять меры социальной поддержки, но, прежде всего, информировать об этой возможности гражданина, предлагать услугу и запрашивать его согласие на получение такой помощи. Это кардинально изменит формат взаимодействия гражданина и органов государственной власти, - добавил Виктор Кудряшов.
Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, Правительство региона уделяют приоритетное внимание оптимизации госуслуг, их переводу в цифровой формат. Этот процесс начался в регионе еще до событий февраля-марта 2020 года. Самарская область одной из первых в стране приступила к реализации проекта "Цифровой регион", но пандемия, безусловно, ускорила темпы цифровой трансформации.
- Выстраивание более простых и понятных алгоритмов предоставления госуслуг невозможно без перестройки работы внутри самих ведомств с учетом принципов бережливого производства, - отметил Виктор Кудряшов. - Самарская область накопила достаточно большой опыт по внедрению принципов бережливого производства на промышленных предприятиях в рамках нацпроекта "Производительность труда и поддержка занятости". В этот процесс вовлечено более 200 предприятий, сформировался пул опытных и компетентных консультантов. И эти принципы мы также применяем в госуправлении.
Для контроля за процессом реформирования работы органов исполнительной власти применяется такой управленческий механизм, как система "светофоров", при котором каждый из 33 органов исполнительной власти на основе сведений о внедрении принципов бережливого производства помещается в одну из трех категорий: зеленую (высокий уровень внедрения), желтую (средний уровень внедрения) и красную (низкий уровень внедрения).
Критериями оценки выступают следующие показатели: доля сотрудников, обученных основам бережливого производства; оптимизация и оцифровка процессов; наличие закрепленных KPI; периодичность совещаний и продуктивность деятельности проектной группы; используемый в работе инструментарий.
В настоящее время из 29 органов власти (28 органов исполнительной власти и администрация губернатора), которые готовятся к внедрению принципов бережливого производства, 18 уже заключили соглашения, договоры или контракты с целью оптимизации работы ведомства, еще два готовят такие документы. Еще ряд ведомств успешно работают по этому направлению самостоятельно. В общей сложности в 2021 году планируется оптимизировать 66 процессов. Оптимизация в отношении 64 была проведена в минувшем году - это как внутренние процессы, так и процедуры оказания государственных услуг.
Первый вице-губернатор отметил:
- Безусловно, особый акцент в рамках внедрения принципов бережливого производства мы делаем на оптимизации процесса предоставления государственных услуг. Здесь мы добились определенных результатов. Из 116 государственных услуг около 70% так или иначе оказываются в цифровом формате, а 18% осуществляются по реестровой модели, без посещения государственных органов. До конца года 35% таких услуг планируется перевести на реестровую модель.
Лидерами в этой работе являются министерство здравоохранения, министерство социально-демографической и семейной политики, министерство труда и служба ЗАГС.
Говоря о цифровизации здравоохранения региона, необходимо выделить ряд направлений, успешно реализованных и доказавших свою эффективность. В Самарской области работает единый номер горячей линии по коронавирусу - 122. Позвонив по нему, граждане могут вызвать мобильную медицинскую бригаду, записаться на прием к врачу, записаться на вакцинацию от коронавируса, получить психологическую поддержку и ответы на самые часто задаваемые вопросы. Ежедневно горячая линия обслуживает около шести тысяч звонков граждан.
С 2019 года в регионе стали доступны такие сервисы на портале госуслуг, как запись на прием к врачу, вызов врача на дом, запись на диспансеризацию, получение информации об оказанной медицинской помощи и доступ к электронным медицинским документам.
В регионе получили развитие телемедицинские консультации. Новая система "Управление льготным лекарственным обеспечением" активно используется в практике электронных рецептов на льготные лекарственные препараты с перспективой полного отказа от бумажных рецептов.
Развивая электронные сервисы в здравоохранении, Правительство региона ставило перед собой задачу учитывать интересы не только пациентов, но и врачей. Значительно упростила работу медиков информационная система "Центральный архив медицинских изображений Самарской области", к которой подключены 120 единиц цифрового медицинского оборудования в 18 учреждениях. Архив медицинских изображений предоставляет врачам возможность получать доступ ко всем диагностическим снимкам пациента, проводить телемедицинские консультации, скрининг и автоматическую обработку.
Значительно продвинулось в работе по совершенствованию процессов оказания госуслуг министерство социально-демографической и семейной политики региона. В настоящее время в упрощенном формате производится ежемесячная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Гражданину достаточно только обратиться с заявлением в органы социального обеспечения. Все необходимые для назначения выплат сведения министерство получает путем межведомственного взаимодействия, без участия гражданина. В минувшем году этой выплатой было обеспечено более 90 тысяч семей.
Министерством проведена также оптимизация предоставления ежемесячной денежной выплаты на проезд в общественном транспорте, предоставления ежемесячных денежных выплат ветеранам труда Самарской области.
С апреля 2021 года совместно с органами местного самоуправления проводится работа над упрощением процедуры массовой услуги "Предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".
- Перспективным региональным проектом является создание карты жителя Самарской области с широким набором опций, которая объединит платежную, кредитную, социальную и транспортную карты. Владельцам карт будут также предоставлены скидки и бонусы от коммерческих компаний-партнеров и другие сервисы. До конца текущего года мы планируем начать массовый выпуск карты, - сообщил Виктор Кудряшов.
Впечатляющие результаты работы по переводу государственных услуг в дистанционный и цифровой формат демонстрирует служба записей актов гражданского состояния. Это тем более важно, что ежегодно в органы ЗАГС Самарской области обращаются свыше 500 тысяч граждан, регистрируется свыше 100 тысяч актов гражданского состояния.
- Одной из первых в стране Самарская область в минувшем году досрочно завершила большую работу по наполнению информационной системы Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, добавив туда сведения за период с 1926-го по 2018 год. Это позволило существенно упростить процедуры подготовки документов. Сегодня большинство услуг, по которым срок ожидания составлял месяцы, предоставляются за несколько минут, - акцентировал внимание участников форума председатель регионального кабмина.
Следующим этапом цифровизации услуг, предоставляемых службой, станет внедрение суперсервисов, проактивное взаимодействие с заявителем и комплексное предоставление услуг по жизненным ситуациям.
Готовится к запуску суперсервис "Рождение ребенка". В настоящее время для оформления базового комплекта документов и пособий при рождении ребенка требуется до 14 личных визитов в государственные ведомства или МФЦ, 23 бумажных заявления и более полутора часов времени без учета ожидания в очереди. Суперсервис позволит выполнить все необходимые процедуры дистанционно и сократит время получения необходимых документов до 15 минут. Готовые документы (электронное свидетельство о рождении, СНИЛС, ИНН, полис ОМС, сертификат на материнский капитал, запись в детский сад и электронное оформление пособий) поступят родителям в электронном виде, а социальные пособия будут перечислены на банковскую карту.
Как отметили участники обсуждения, Самарская область достигла значительных результатов в процессах внедрения принципов бережливого производства, оптимизации государственных услуг и их перевода в цифровой формат.
- Эта работа пока далеко не завершена, впереди много работы, но многие граждане уже оценили новое качество предоставления государственных услуг. Уверен, что мы выполним все поставленные задачи, - заключил Виктор Кудряшов.