Тяжеловес, жаркая соседка и долгожитель: о людях, сыгравших роль в освоении космоса

"Волжская коммуна" продолжает проект, приуроченный к 60-летию со дня полета в космос Юрия Гагарина. На своих страницах мы рассказываем о событиях и людях, связанных с ролью Самарской области в освоении космического пространства.

15 мая 1987 года
Ракета, опередившая время

В этот день с космодрома Байконур впервые стартовала ракета-носитель сверхтяжелого класса "Энергия", изготовленная на заводе "Прогресс" (сейчас РКЦ "Прогресс"). Это событие обсуждали во всем мире. Ракету, способную отправить в космос 100 тонн груза, создали в ответ на разработку американской системы "Спейс шаттл".

В конце 1970-х перед учеными, инженерами и производственниками поставили задачу создать отечественную многоразовую транспортную космическую систему, включающую в себя универсальную ракету-носитель "Энергия" и корабль "Буран".

- Проектная часть работы велась в научно-производственном объединении "Энергия" в Подмосковье, - рассказывает участник проекта Александр Маркин. - Для конструкторского и технического сопровождения создали волжский филиал НПО в Куйбышеве. В 1974 году в него перевели пятьсот человек из ЦСКБ. Мы, конструкторы, разрабатывали центральный и стартово-стыковочный блоки и многое другое, что впоследствии изготавливали на "Прогрессе".

- Завод "Прогресс" принял на себя основную нагрузку, - говорит Петр Педченко, который в то время был начальником производства предприятия. - Здесь внедряли новейшие технологические процессы и механизмы, аналогов которым не знало оте­чественное машиностроение. Построили новый корпус, который и сейчас поражает своей высотой. Размеры ракеты были колоссальными. Диаметр одного бака первой ступени - около четырех метров, водородного бака - восемь метров при длине 32 метра.

Тем временем на Байконурском филиале "Прогресса" готовились к приему частей новой ракеты из Куйбышева. Были задействованы все пять пролетов монтажно-испытательного корпуса, где еще недавно собирали лунную ракету Н-1.

Для доставки негабаритных изделий с "Прогресса" на реке Самаре, недалеко от завода, построили причал. С него на переоборудованной барже грузы отправляли по речному маршруту Волга - Ока - Москва. Потом их транспортировали самолетами в Казахстан. Были задействованы крылатые силачи "Атланты". Части ракеты, которые крепили сверху, значительно превышали габариты самого самолета. Эти мощные машины могли видеть жители Безымянки - с 1984 года самолеты стали летать напрямую с заводского аэродрома на Байконур.  

В создании "Энергии" были задействованы 1200 предприятий и организаций. На космодром комплектующие поступали со всей страны. Работа на Байконуре шла круглосуточно в две смены - по 12 часов каждая.
15 мая 1987-го "Энергия" с экспериментальной нагрузкой успешно стартовала. В следующем году 15 ноября она отправила в космос "Буран". Корабль совершил два витка вокруг Земли и благополучно сел в автоматическом режиме.

В 1990-х уникальную программу, над которой в течение 18 лет работали свыше миллиона человек, закрыли. Цель - остановить гонку космических вооружений - была достигнута. "Энергия" оказалась больше не востребована. Хотя самарская ракета могла бы обеспечить пилотируемые и автоматические экспедиции на Луну и Марс, запуск орбитальных геостационарных спутниковых платформ. Отечественная разработка настолько опередила время, что и сегодня для нее не нашлось бы работы.


Фото: Юлия Рубцова

16-17 мая 1969 года
Штурм негостеприимной планеты

В эти дни автоматические станции "Венера-5" и "Венера-6" поочередно вошли в атмосферу планеты-соседки. С Земли они были запущены ракетами-носителями "Молния-М", изготовленными в Куйбышеве.

Ученые давно хотели узнать об условиях на Венере. Но с помощью телескопов это сделать невозможно - поверхность второй планеты от Солнца всегда скрыта от посторонних глаз плотными облаками.

Первую космическую станцию, которую направили в сторону загадочной соседки, создали в нашей стране. "Венеру-1" запустили в феврале 1961 года, однако связь с ней была потеряна через семь дней. Следующие станции уже вплотную подходили к цели, но до поверхности еще не могли добраться. Например, "Венера-3" вошла в атмосферу и успела передать данные о ней. Оказалось, что эта планета далеко не гостеприимная - она очень горячая. Как позже установили, средняя температура на ее поверхности достигает 462 градусов Цельсия.

Более успешными оказались миссии "Венеры-5" и "Венеры-6". Их запустили с Байконура в январе 1969-го. По сути, это были одинаковые станции, и двойной запуск повышал вероятность выполнения задачи. Аппараты успешно долетели до Венеры, 16 и 17 мая того же года начали по очереди спуск. До поверхности они недотянули всего 18 километров. Оболочки капсул не выдержали огромного давления и были раздавлены. Станции передали важную информацию о характеристиках и составе атмосферы. Этого оказалось достаточно для дальнейших полетов. Конструкцию следующей "Венеры-7" доработали, и она совершила мягкую посадку через год.

Последующий разведывательный штурм планеты позволил выяснить, что она покрыта непрозрачным слоем облаков из серной кислоты. Их высокая отражающая способность приводит к парниковому эффекту, а как следствие - адской температуре на поверхности. Атмосферное давление на Венере в 92 раза больше, чем на Земле.


Фото: Юлия Рубцова

18 мая 1973 года
Надежный космический извозчик

Состоялся первый пуск ракеты-носителя "Союз-У", разработанной конструкторским бюро Дмитрия Козлова и изготовленной на заводе "Прогресс". В историю космонавтики она вошла как самая надежная и массовая модификация ракеты семейства "Союз".

"Союз-У" оказался еще и долгожителем - эксплуатировался почти полвека. Всего произвели 789 пусков, и только 22 из них были аварийными.

- Подтвержденный коэффициент надежности этой ракеты составляет 0,98, - рассказывает заслуженный испытатель ракетно-космической техники, ветеран Вооруженных сил Евгений Черный. - Это уникальное изделие. Мы верили, что она не подведет, ее делали грамотные и ответственные специалисты. А еще она на старте стояла гордо, ввысь уходила красиво.

Одинаковых стартов не бывает, у каждого есть свои особенности. Легендарный самарский конструктор Александр Солдатенков длительное время был техническим руководителем пусков. О нем говорили: "Чувствует ракету, поэтому все вопросы решает сходу". Солдатенков, как принято говорить в кругах ракетчиков, был "пускачом". А Евгений Черный - "стреляющим", представителем военных. Вместе они отправили в космос не один десяток космонавтов и сотни спутников.

"Союз-У" оказался востребован в пилотируемых программах, использовался для запусков грузовых кораблей и различных космических аппаратов. Через год после начала эксплуатации был задействован в миссии "Союз-Аполлон", участвовал во многих других значимых проектах на протяжении 48 лет.
22 февраля 2017 года на космодроме Байконур состоялся последний старт этого космического извозчика. Эстафету от него приняли более современные ракеты с цифровыми системами управления, созданные в РКЦ "Прогресс".
 

   

Фото: корпорация "Роскосмос"

Материал по теме

Полная версия