Цифровые решения используют 15-17 % организаций ЖКХ в Самарской области
В четверг, 8 сентября, в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства состоялся круглый стол, посвященный цифровизации сферы ЖКХ в Самарской области. Эксперты рассказали о внедрении IT-решений и интеллектуальных сервисов, которые повышают энергоэффективность городской и жилой инфраструктуры, помогают экономить и вести учет данных.
IQ городов
Как рассказала заместитель руководителя департамента национальных проектов и государственных программ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Наталия Винокурова, цифровизация ЖКХ является неотъемлемой частью развития региона и страны в целом. Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу определены Указом Президента РФ Владимира Путина "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
- В рамках нацпроекта "Жилье и городская среда" и национальной программы "Цифровизация экономики" реализуется ведомственный проект Минстроя России "Умный город". В Самарской области в реализации проекта участвуют три города - Самара, Тольятти и Новокуйбышевск, - рассказала Винокурова. - В августе 2019 года было заключено трехстороннее соглашение между Минстроем, Самарской областью в лице губернатора Дмитрия Азарова и муниципальными образованиями. Проект направлен на повышение конкурентоспособности городов, на формирование эффективной системы управления и базируется на пяти ключевых принципах: ориентации на человека, технологичности городской инфраструктуры, повышении качества управления городскими ресурсами, комфортной и безопасной среде, акценте на экономическую эффективность (в том числе внедрение сервисных составляющих городской среды).
По словам замруководителя департамента, основной принцип "Умного города" - широкое внедрение информационных, инженерных, цифровых технологий в городскую и коммунальную инфраструктуру. Важной составляющей является вовлечение жителей в процесс управления городом, а также рост индекса IQ городов - по нему оценивается уровень цифровизации.
- Несмотря на то что пилотными стали три города, в Самарской области индекс IQ городов оценивается по четырем муниципалитетам - дополнительно в оценку включена Сызрань, - пояснила Винокурова.
Она также добавила, что на сегодняшний день лучшие темпы в повышении индекса показывает Новокуйбышевск.
Мероприятий по внедрению "цифры" в Самарской области достаточно много. Например, в рамках проекта "Безопасный город" на улицах размещено большое количество камер наблюдения. На домофонах многоквартирных домов реализуется биометрическая идентификация лиц - в Самаре такой системой обеспечены порядка 2 тысяч домов, их количество планируется увеличивать. Также с целью обеспечения безопасности биометрическую обработку видеопотоков планируется делать в общественных местах, транспорте, торговых центрах и МФЦ.
- Чтобы объединить все имеющиеся системы видеонаблюдения, создается сервисная платформа, к которой подключены правоохранительные органы, Росгвардия, органы местного самоуправления, а также организации коммунального комплекса и диспетчерские службы. Кроме того, создается единый центр реагирования, который позволит организовать работу аварийных служб и диспетчерских центров, сократит время реагирования на аварии, а также позволит руководству области и муниципальных образований иметь своевременно полную и достоверную информацию о происходящем и вовремя на нее реагировать, - рассказала чиновник областного Минэнерго.
Еще одним аспектом цифровизации является внедрение электронных сервисов - свои мобильные приложения есть у ресурсоснабжающих организаций, существуют и единые федеральные электронные сервисы, такие как ГИС ЖКХ.
О работе системы рассказал начальник отдела контроля за раскрытием информации в ГИС ЖКХ ГЖИ Самарской области Сергей Трушкин.
- ГИС ЖКХ - это единая централизованная система, которая обеспечивает сбор, хранение и предоставление информации в режиме онлайн. В системе есть два уровня предоставления информации. В открытом доступе любой гражданин может просмотреть общую информацию о доме и проводимых в нем мероприятиях, об управляющей компании, ресурсоснабжающих организациях и региональных операторах по капремонту и вывозу ТКО. Второй уровень доступа - Личный кабинет. Это закрытая часть, в которой собственник видит всю информацию по своему дому, имеет возможность в режиме онлайн передать показания приборов учета ресурсоснабжающим организациям. Там же собственник может получить информацию о начислениях и сформировать платежный документ, направить обращение в адрес УК, ТСЖ, ресурсников и органов власти, - пояснил Трушкин. Он также отметил, что войти в систему ГИС ЖКХ можно с помощью аккаунта на госуслугах.
Оплату всех коммунальных услуг можно производить без комиссии, для этого в системе ГИС ЖКХ необходимо открыть виртуальный кошелек, который можно пополнять с любого счета.
Еще одной важной опцией системы является возможность организовать в режиме онлайн собрание жильцов дома. В этом случаем в личные кабинеты соседей по дому будут направлены уведомления. Собрание проводится в соответствии с действующим законодательством, включая бюллетени для голосования. Тем, кто не зарегистрирован в системе, бюллетени раздаются в бумажном виде, затем организатор размещает их в системе.
- Подделать протокол общего собрания жильцов невозможно - каждый собственник голосует из Личного кабинета, доступ к которому имеет только он, - подчеркнул специалист ГЖИ.
"Цифра" побеждает
По мнению руководителя Проектного офиса цифрового развития Самарской области Дмитрия Камынина, цифровизация сферы ЖКХ идет очень сложно, но это не проблема отсутствия программно-аппаратных комплексов или неготовности органов власти.
- Сфера ЖКХ во многом опирается на исторически сложившиеся, так называемые естественные монополии. В первую очередь на поставщиков ресурсов. Вопрос их цифровизации напрямую завязан на улучшение эффективности их работы. То есть прежде всего они решают свои проблемы и только потом думают о том, чтобы граждане получали дополнительные услуги, которые повысят эффективность домохозяйств, - сказал Камынин. - Хочу отметить усилия регионального Правительства (министерство энергетики, департамент цифровых технологий). Проект "Умный домофон", который реализуется с одним из крупных провайдеров, уже позволил предотвратить ряд преступлений и опознать ряд преступников, которые совершали преступления в прошлом - их передали в руки правоохранителей.
Камынин напомнил, что система электронной квартплаты внедрялась не сразу, но насколько проще стало людям оплачивать услуги - эффективность процесса возросла как для жителей, так и для поставщиков ресурсов.
- Цифровизация этой чувствительной сферы - это повышение не только экономической, но и социальной эффективности. Проблемы в этом поле существуют, но процесс идет и будет углубляться. А государство должно взять на себя контролирующую и координирующую функцию, - считает руководитель Проектного офиса цифрового развития.
Он привел целый ряд простых примеров проникновения цифровизации в ЖКХ. Например, элементом цифровой трансформации является даже чат с соседями в мессенджере.
- Очень распространен сервис, когда человек подъезжает к воротам, отправляет СМС и открывается шлагбаум. Сейчас ограничение доступа применяется достаточно широко, а еще 10 лет назад организовать установку шлагбаума на въезде во двор было практически невозможно. Было большое количество нормативных ограничений, но цифровые решения победили в данной ситуации - теперь сами жители могут регулировать наличие во дворе транспортных средств. При этом система нисколько не мешает коммунальным и аварийным службам, полиции и скорой, - отметил Камынин.
Сейчас порядка 15-17 % предприятий ЖКХ используют "умные решения " и автоматизацию в своей работе, такие цифры привел руководитель Регионального центра "ЖКХ Контроль" Виктор Часовских.
- Сегодня для цифровизации много делается государством, но готово ли население к приему этой информации и пользованию этой системой?
Например, пожилые люди никогда не пользовались этим, не знают, что это такое, и, честно говоря, не особо хотят знать. Хорошо, что молодежь сразу это воспринимает и активно пользуется. Я думаю, что через определенное количество лет этот процесс пойдет более высокими темпами, - поделился Часовских. - Необходимо проводить разъяснительную работу с населением, чтобы люди понимали, для кого это делается и насколько это эффективно. В вопросах цифровизации я бы выделил три важных момента - работу с клиентами ресурсоснабжающих и управляющих организаций, внутренние процессы самих организаций и обслуживание домов. Дома, которые строятся сегодня, - это достаточно сложные сооружения, для того, чтобы ими управлять, нужно внедрение цифровизации и автоматизации. Многие организации уже активно внедряют сервисы, с помощью которых можно со смартфона подать заявку и отслеживать ее исполнение.
Цифровые решения можно внедрять и в старом фонде - таких примеров немало. Вместе с тем к данному вопросу нужно подходить очень вдумчиво, считает Камынин.
- Эти дома проектировались под использование совершенно других технологий. В некоторых случаях использование "цифры" не приводит к оптимизации, а наоборот - ведет к увеличению платы за жилье. Здесь свою роль должны сыграть системы поддержки принятия решений, которые внедряются в муниципалитетах и на уровне региона. Они должны подсказывать, где стоит вешать камеры и датчики на трубы, а где это излишняя нагрузка на коллективный бюджет домовладельцев. Оценка целесообразности и эффективности - основное преимущество цифровых технологий. Там возможно принятие решений в условиях огромного количества данных, накапливаемых в течение длительного времени, - заключил руководитель проектного офиса.