Цифровые программы и взаимоотношение в семье: как оградить детей от опасностей интернета
Дарья Серикова /
В преддверии Всемирного дня безопасного интернета на круглом столе в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства специалисты обсудили правила родительского контроля за активностью детей в сети, вопросы формирования "цифровой культуры" и защиты от кибермошенников и нежелательного контента.
Вопросы интернет-безопасности, особенно для детей, становятся все более актуальными. Член Общественного совета при ГУ МВД России по Самарской области Иван Андрианов приводит статистику: в России половина детей ежедневно проводит в сети до 4 часов. 26 % – все свое свободное время.
Фото: Юлия Рубцова
Предоставляя огромные возможности для образования и получения знаний, сеть одновременно наводнена нежелательным, а зачастую и опасным контентом. Причем, как подчеркивает Иван Андрианов, это необязательно запрещенные ролики или статьи, они могут быть неприемлемы с психологической точки зрения, противоречить тем принципам воспитания и ценностям, которые есть в семье. И оградить ребенка от таких "рекомендаций" цифровых алгоритмов – одна из самых важных задач современных родителей.
Вячеслав Добрынин поделился своим личным опытом обучения детей использованию гаджетов.
Фото: Юлия Рубцова
Он предлагает настроить родительский контроль и создать учетную запись для ребенка, в которой определить возможности передачи файлов и получения контента. Обязательно нужно научить детей не передавать никому свои пароли, персональные данные и ограничить передачу геопозиции, чтобы злоумышленники не могли воспользоваться этой информацией.
Периодически можно проверять историю запросов: если ребенок ее удаляет, это повод задуматься, какими сайтами и сервисами он может пользоваться.
Отдельно нужно проговаривать правила "сетевого этикета".
Особое внимание психолог обращает на проблему кибербуллинга. Если ребенок не хочет идти в школу, перестал играть, постоянно грустит, это тревожные симптомы и повод поговорить о происходящем.
Часто дети боятся обратиться со своими переживаниями к родителям, отмечает Вячеслав Добрынин. Сейчас активно развиваются социальные проекты и ресурсы, где можно об этом рассказать анонимно, получить помощь и поддержку даже вне семьи.
Уроки "компьютерной безопасности" регулярно проходят в школах и детских библиотеках.
Такие формы "уроков" позволяют сразу отработать все полученные знания на практике, пояснил Иван Андрианов, и это очень важно для того, чтобы полноценно усвоить информацию и применить ее в нужный момент.
Фото: Юлия Рубцова
Предоставляя огромные возможности для образования и получения знаний, сеть одновременно наводнена нежелательным, а зачастую и опасным контентом. Причем, как подчеркивает Иван Андрианов, это необязательно запрещенные ролики или статьи, они могут быть неприемлемы с психологической точки зрения, противоречить тем принципам воспитания и ценностям, которые есть в семье. И оградить ребенка от таких "рекомендаций" цифровых алгоритмов – одна из самых важных задач современных родителей.
– Сейчас есть множество вариантов ограничивать контент, - рассказывает директор Самарского филиала ПАО "Ростелеком" Вячеслав Добрынин. – Мы, как оператор связи, который предоставляет услуги в том числе образовательным учреждениям, разработали специальную платформу "Единая сеть передачи данных", где нежелательный контент ограничен, и работают только те сайты, которые нужны для учебы или организации работы школы. У многих приложений есть встроенная возможность установить ограничения. Например, в онлайн-кинотеатре мы предлагаем выбрать возрастную категорию зрителя, и для него будет закрыт доступ ко "взрослым" фильмам.Фото: Юлия Рубцова
Вячеслав Добрынин поделился своим личным опытом обучения детей использованию гаджетов.
– Есть приложения для родительского контроля, и я ими пользуюсь, у нас оговаривается и время, которое можно провести в сети, и приемлемый контент. Но в большей степени нужно работать с детьми, чтобы они правильно воспринимали то, что видят в интернете, – уверен он.Учить ребят правилам так называемой кибергигиены стоит начинать с самого раннего возраста, как только гаджет попал в руки, считает врио заместителя председателя Правительства Самарской области – руководителя департамента информационных технологий и связи Самарской области Константин Пресняков.
Фото: Юлия Рубцова
Он предлагает настроить родительский контроль и создать учетную запись для ребенка, в которой определить возможности передачи файлов и получения контента. Обязательно нужно научить детей не передавать никому свои пароли, персональные данные и ограничить передачу геопозиции, чтобы злоумышленники не могли воспользоваться этой информацией.
Периодически можно проверять историю запросов: если ребенок ее удаляет, это повод задуматься, какими сайтами и сервисами он может пользоваться.
Отдельно нужно проговаривать правила "сетевого этикета".
– Есть иллюзия, что в интернете общение анонимно и можно представить себя кем угодно. Но детям надо объяснять, что общение в онлайн-формате не отличается от личного, здесь также стоит проявлять уважение к собеседнику, избегать травли, не использовать бранные слова, – говорит Пресняков. – И, самое главное, донести до ребенка мысль, что мы никогда не знаем, кто с нами на самом деле общается. И если онлайн-знакомый предлагает встретиться, нельзя этого делать без контроля родителей.Однако "перегибать палку" и отслеживать каждый шаг ребенка тоже опасно, так можно потерять его доверие и невольно подтолкнуть к тому, от чего мы хотели его оградить. Интернет, улица – относительно свободная среда, где дети испытывают меньше всего давления, и туда они с большой долей вероятности попытаются сбежать от навязчивого контроля, объясняет психолог Роман Едавкин.
– Когда мы контролируем, мы формируем послушание. Но послушный ребенок будет слушаться всех – в том числе и опасных людей. Поэтому ребенок должен иметь возможность делать что-то самостоятельно, – подчеркнул психолог. – Родителям нужно поощрять все то, что ребенку поможет быть успешным, а не охранять его от всего, что не соответствует их точке зрения. Нужно научить его получать удовольствие от правильных вещей.Фото: Юлия Рубцова
Особое внимание психолог обращает на проблему кибербуллинга. Если ребенок не хочет идти в школу, перестал играть, постоянно грустит, это тревожные симптомы и повод поговорить о происходящем.
Часто дети боятся обратиться со своими переживаниями к родителям, отмечает Вячеслав Добрынин. Сейчас активно развиваются социальные проекты и ресурсы, где можно об этом рассказать анонимно, получить помощь и поддержку даже вне семьи.
Уроки "компьютерной безопасности" регулярно проходят в школах и детских библиотеках.
– Мы работаем с юными читателями, родителями, учителями со всей области. У нас есть специальная программа, где мы приглашаем специалистов, которые рассказывают о кибербезопасности, о защите персональных данных, финансовой грамотности, – сообщила заведующая отделом читальных залов Самарской областной детской библиотеки Мария Батаева. – Все занятия у нас проходят в интересных для детей форматах: квизы, игры, квесты, викторины, показы фильмов.Фото: Юлия Рубцова
Такие формы "уроков" позволяют сразу отработать все полученные знания на практике, пояснил Иван Андрианов, и это очень важно для того, чтобы полноценно усвоить информацию и применить ее в нужный момент.