Цифровая трансформация ЗАГС: как новые сервисы упрощают получение сведений и оформление документов
Как прошел 2021 год для органов ЗАГС Самарской области? Как на работу повлияла пандемия? Насколько эффективны цифровые сервисы? Об этом рассказала руководитель Управления записи актов гражданского состояния Самарской области Екатерина Мельник.
- Екатерина Львовна, более ста лет служба ЗАГС остается одним из важных звеньев в системе государственных органов. Как вы оцениваете работу управления?
- 18 декабря нынешнего года будет 104 года с момента создания в нашей стране службы ЗАГС. Специалисты фиксируют события, которые отражают возникновение, изменение или прекращение конституционных прав и обязанностей каждого человека, проводят социально значимые мероприятия, обеспечивают надлежащее хранение записей актов гражданского состояния.
Самарская область занимает третье место в Приволжском федеральном округе по количеству зарегистрированных актов гражданского состояния. Ежегодно мы регистрируем более 110 тысяч актов, совершаем свыше 214 тысяч юридически значимых действий, и каждое из них - это важное событие в судьбе человека.
- Как повлияла пандемия на работу органов ЗАГС?
- Работа органов ЗАГС не прекращалась ни на один день. Все жизненно важные вопросы граждан решаем оперативно. На торжественных церемониях бракосочетания, которые проходят в наших помещениях, ограничиваем число участников. Допустимое количество гостей в зале определяется, исходя из расчета 4 квадратных метра на одного человека, но не более 10 персон. Выездные регистрации на дому, в учреждениях исполнения наказаний, в домах культуры проводятся с соблюдением всех мер предосторожности.
В этом году по состоянию на 10 декабря в регионе заключено 18 745 браков - это на 3018 больше, чем в прошлом.
- Насколько эффективно работают цифровые сервисы?
- Запуску цифровых сервисов предшествовала большая командная работа органов ЗАГС, Федеральной налоговой службы и Минюста России. Мы вместе реализуем государственный проект по формированию и наполнению Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Участие в нем - значительное достижение для нашей структуры. Уникальность проекта в том, что это первая практика по централизации в кратчайшие сроки огромного массива персональных данных более чем за 90 лет.
Всего в электронный вид было переведено более 524 миллионов записей из архивов органов ЗАГС России. В нашем регионе этот фонд составил более 10,5 миллиона исторических записей начиная с 1926 года. Самарские специалисты завершили эту работу одними из первых в России, опередив намеченные сроки.
Уже с 2020 года многие социальные выплаты семьям с детьми предоставляются в проактивном режиме, то есть не надо лично обращаться в соответствующие ведомства.
Услуги, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, тоже обрели цифровую составляющую, и с 30 декабря этого года будут предоставляться по экстерриториальному принципу, то есть независимо от места жительства заявителя. Все это - лишь малая часть новых возможностей, которые открываются перед гражданами в связи с внедрением Единого государственного реестра ЗАГС.
Уже сегодня можно получить повторный документ и документ с внесенными изменениями из архива в любом органе ЗАГС Российской Федерации. Это большая экономия времени и средств граждан. Мы получаем множество положительных отзывов о работе этого сервиса. В ближайшей перспективе Единый госреестр ЗАГС станет основным реестром для создания суперсервисов на портале "Госуслуги". В частности, в следующем году начнут работу суперсервисы "Рождение ребенка" и "Утрата близкого человека".
Сведения из Единого государственного реестра ЗАГС - это основа Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации. Их внедрение позволяет перейти на принципиально новый этап развития оказания услуг в государстве.
В 2023 году начнется переход на предоставление всех госуслуг по реестровой модели. Ее внедрение сделает систему государственной регистрации актов гражданского состояния максимально прозрачной, более современной, сведет к минимуму бумажный документооборот. Источником юридически значимых сведений о правовом состоянии гражданина будет являться только запись в реестре, без необходимости оформления бумажного документа. Это совершенно новый, инновационный формат взаимодействия гражданина и государства в дистанционной форме, без визитов в госорганы.
Правительство Самарской области поставило ключевую задачу перед всеми органами исполнительной власти - внедрить принципы бережливого производства. И органы ЗАГС не исключение. Уже сейчас это позволяет повысить эффективность нашей работы по ряду госуслуг.
Цифровая трансформация услуг, развитие компетенций персонала, универсализация сотрудников, активное участие в мероприятиях, направленных на популяризацию традиционных семейных ценностей, позволяют не только качественно исполнять федеральные полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния, но и сохранять лидерские позиции Самарской области в этой сфере.