Три лика Липягов: в Новокуйбышевском музее истории города гостей знакомят с культурой народов Поволжья
Город вырос на полях возле трех поселений – Русских, Мордовских и Чувашских Липягов. В этнографической экспозиции музея можно узнать многое о культуре и быте этих и других волжских национальностей. Это лишь часть музейного пространства, оснащенного по последнему слову техники.
Целебный родник под вековой липой
Познакомиться с традиционной многоликой культурой народов Поволжья нам помогла директор музея Елена Чубакова.
Посетители сразу же попадают в интерьер крестьянской избы конца ХIX— начала XX веков. Узнают, как выглядели крестьянский двор, кузница, домашняя утварь. Здесь можно увидеть домотканую скатерть, украшенную узорами, глиняную и деревянную посуду, самовар, тяжеленный чугунный утюг, в который засыпали уголь. Умывальники с двумя носиками с разных сторон. Ими могли пользоваться одновременно двое. Сундук, в котором девушка собирала приданое.
Этот уголок быта мог принадлежать любому народу, населявшему здешние места. Их традиции за долгие годы соседства заметно повлияли друг на друга.
Понять раннюю историю Липягов помогает послание крестьянина Тимофея Федорова Екатерине II. Оно было найдено в одном из архивов, и ныне его текст воспроизводится в музее.
- Он подробно описывает местность. Сообщает, какие животные здесь были, какие травы росли, - рассказывает Елена Чубакова. - Когда в Поволжье был страшный голод, Екатерина приняла решение о переселении части крестьян из-под Симбирска сюда, на более плодородные земли. Свой скарб и детей они везли на телегах, запряженных лошадьми. Взрослые шли пешком. Естественно, здесь их никто не ждал. Все приходилось начинать с нуля.
Три поселения отделялись друг от друга оврагами. Место это выбрали потому, что рядом были лесочек, река, ручьи, озера. Река Татьянка под Новокуйбышевском протекает и в наши дни. Правда, раньше она была куда более полноводной, при Екатерине по ней ходили пароходы. В прежние времена она назвалась Татьяшей, от слова "тать" – воровская река. А Татьянкой была переименована по велению императрицы.
Названия поселениям дала другая речка - Липняг. По обоим ее берегам росли липы. Возле огромного векового дерева бил родник. Вода в нем была целебная, обогащенная серебром. О ее лечебных свойствах писал и Тимофей Федоров. Приезжали к роднику со всей губернии, на телегах, с большими бочками. Поселения стали называть по имени речки. Правда, в первых документах они значатся как Липняги. К началу XX века «н» из середины этого слова исчезло. Речка Липняг со временем пересохла, родники перестали питать ее. Но русло ее осталось, и, как сказала директор музея, каждую весну, когда снег тает, речка оживает.
Идолы вместо иконы
Храмы были построены в двух Липягах – Русских и Мордовских. В Чувашских церкви не было. И вот почему.
- Чуваши очень долго были язычниками, - поясняет директор музея. – Русские строили свои дома так, чтобы красный угол был на востоке, и там вешалась икона. А в чувашских жилищах на этой стороне света был выход. Они молились на деревянных идолов, поставленных на порог. Долгое время русские девушки не могли выйти замуж за чуваша. У них была такой обычай. В течение года молодая жена должна была понравиться семье мужа и родить ребенка. Если этого не происходило, он мог отвести ее назад, к ее родителям. Русская православная женщина никогда бы этого не позволила.
Лихорадки и хоровод на полотенце
В музее множество говорящих экспонатов. Печь, колодец, наковальня… Если их попросить (экскурсовод ставит предмет на красное пятно), они с помощью технических приспособлений рассказывают о себе, загадывают загадки голосами актеров театра-студии "Грань".
Можно услышать и голос родника.
- Это место, - говорит директор музея, - служило у крестьян своего рода информационным центром. Здесь собирался народ, обменивался новостями, трагическими и радостными, а бабы потом разносили их по всему селу.
Фарфоровая чашка и самовар спорят о том, кто из них важнее. Люлька начинает петь колыбельную песню и тоже рассказывает о себе. От люльки идет веревочка. Она привязывалась к ноге матери. Женщина качала ребенка, напевая песенку, и в это время пряла или вязала.
Люлька висит возле печи, а на ее углу – тряпочные куклы - обереги.
- В старину их назвали лихорадками, - рассказывает Елена Чубукова. - Вешали обереги рядом с ребенком. Куклы должны были принять на себя все болезни, весь негатив. Например, если какой-то человек заходил в дом с недобрыми мыслями.
В музее – богатая коллекция старинных полотенец, вышитых ромбами, веночками, древами жизни и другими символическими узорами. На одном из них - мордовская богиня Макошь, охранявшая крестьянский дом от разных бед.
- Роль полотенца в крестьянской жизни была велика, - говорит директор музея. -Выходила девушка замуж - молодых везли в храм венчаться. Дугу лошадиной упряжи перевязывали полотенцем. В храме им повязывали руки молодых. На него же принимали новорожденного. А когда человек умирал, то полотенце вывешивалось на окошко. Заезжий гость, увидев его, снимал колокольчик с упряжи, чтобы не нарушить обстановку траура в доме. А еще считалось, что полотенце стирало негатив, накопленный в течение дня.
На одной из этих музейных вещей изображены люди.
- Я никогда раньше не видела, чтобы на полотенцах вышивались человеческие фигуры, - замечает Елена Чубукова. - Это полотенце с изображением мордовского хоровода нам подарила на свой 70-летний юбилей Мария Ивановна Пронина.
Поневы, пулагай и ракушки каури
Старинные вещи попадают в музей разными путями. Иногда сотрудники привозят их из этнографических экспедиций. Порою горожане находят вещи на помойках и приносят сюда, в музей. Случаются и такие бесценные подарки. Традиционный русский костюм жительницы Поволжья передали дети умершей женщины. После похорон они обнаружили его в сундуке.
В фондах музея - множество национальных костюмов. Их экспозиция время от времени меняется. Елена Чубукова знакомит нас с теми, которые представлены сейчас.
Эти костюмы переходили из поколения в поколение. В них зашифровано множество символов. В том числе, в колорите. Здесь преобладают черный цвет, олицетворяющий землю, красный (кровь и огонь) и желтый, символ солнца.
В этой коллекции можно увидеть костюм мордовки эрзя с множеством украшений. Они имели и свое функциональное назначение.
- Даже в зрелом возрасте мордовки хранили девичью осанку, - поясняет директор музея. – Что помогало? Головной убор имел "хвостик", украшенный монетками и другими металлическими предметами. Так что невольно приходилось держать голову прямо. Сзади у девушки был фартучек пулагай. К нему тоже пришивались украшения из металла. Пулагай мог весить 4 или 5 килограммов. Тяжело, конечно. Зато спинку девушка тоже держала прямо.
Костюм чувашки отличается обилием аппликаций. Здесь множество красных и желтых полосок.
Среди мордовских и чувашских украшений – ракушки каури, которые издавна использовались как эквивалент денег. По легенде, в незапамятные времена они были привезены в наш край по Волге, торговым путем, из страны Лидии, нынешней Турции. В нашем крае жители называли ракушки по-своему – ужовками: по своей форме они напоминали головы этих змей.
В числе экспонатов - русский костюм с поневой. Она надевалась в холодную погоду. Поневу можно было носить по-разному. В храм надевали нарядной стороной, в будни – обратной. Среди русских женских нарядов мы видим сороку, платок, рубаху, сшитую вручную. Юбку, сотканную из овечьей шерсти, которая прялась на ткацком станке.
Рядом стоит сам станок, и он тоже разговаривает, если его попросить. Мастер-классы на нем дает директор музея.
- Я выросла в деревне, - поясняет она. - Бабушка занималась ткачеством. А мне это было интересно. Как только утром она уходила доить корову, я быстренько вскакивала с постели и садилась за станок, хотя она не разрешала.
Экспозицию дополняют видеосюжеты на сенсорных экранах. Можно, надев наушники, посмотреть концерты национальных коллективов, увидеть фильмы о старинных ремеслах. Или пройти курсы обучения кузнечному и гончарному делу, ткачеству, лозоплетению, валянию шерсти, созданию кукол из подручных материалов.
Многому можно научиться в музее и на мастер-классах. Для детей на этот случай здесь приготовлены фартучки и нарукавники. Ведут мастер-классы сотрудники музея, а также местные ремесленники и рукодельницы. Проводят здесь и театрализованные представления, в которых дети и взрослые могут быть и зрителями, и актерами...