Три четверти - не из Москвы: как представлена Самарская область и другие регионы в номинациях "Золотой Маски"
Самарский балет номинирован на "Золотую Маску", а фестиваль наконец-то едет к нам. Эти и другие новости, а также общая региональная картина по итогам пресс-конференции главного театрального фестиваля России.
Балет в номинантах
В начале ноября стало известно, что Самару в конкурсе "Золотой Маски" этого сезона будет представлять театр оперы и балета с одноактным спектаклем "Фортепианный концерт". В частных номинациях - хореограф Максим Петров. Он номинирован также со спектаклем "Байка. Мавра. Поцелуй феи" Мариинского театра.
В регионе обладателями "Золотых Масок" стали уже четыре театра - "СамАрт", драмтеатр, "Грань" и в прошлом сезоне впервые театр оперы и балета ("Бахчисарайский фонтан" получил премию за костюмы Татьяны Ногиновой). Если 10 лет назад можно было легко перечислить не только лауреатов, но и номинантов от Самары, начав с середины 1990-х, то теперь эта информация заняла бы слишком много места.
"Грань" в этом году вновь в лонг-листе "Маски", на этот раз с "Драконом". Также в список самых заметных спектаклей по версии экспертного совета вошли две постановки самарского режиссера Артема Устинова - "Город Эн", поставленный в Прокопьевском драматическом театре, и "Сказки черного леса", выпущенные Национальным театром Карелии.
Впервые в длинном списке отдельно отмечена пьеса - это "Республика" самарского драматурга Сергея Давыдова. Текст поставили уже несколько раз, в том числе Кама Гинкас в Московском ТЮЗе.
73 процента
Несмотря на то, что номинанты от нашей губернии стали появляться в конкурсе каждый год, интересно каждый раз смотреть на Самару в контексте остальной России. Увеличивается ли доля других регионов? Где дела идут лучше, чем у нас, и почему?
Спектакли на "Золотую Маску - 2022" традиционно отбирали два экспертных совета. В драматическом критики работали под председательством Татьяны Тихоновец, в музыкальном - Дмитрия Ренанского. В театрах и на видео два совета посмотрели в сумме 1 165 спектаклей. В итоге в конкурсной программе представлена 81 работа из 67 театров.
- Если считать с Санкт-Петербургом, то 73 процента номинированных спектаклей в этом году представляют регионы, в частных номинациях их 72 процента, - говорит генеральный директор фестиваля Мария Ревякина. - То есть три четверти номинантов - не из столиц, и это очень радует, как и качество афиши. Впервые с нами Нижнекамск со спектаклем драматического театра "На заре". Давно не было Нижнего Новгорода. Когда-то много лет назад номинировался Нижегородский ТЮЗ, в этом году впервые - театр оперы и балета со спектаклем "Свадьба Фигаро".
Театры из Перми, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани и Воронежа составляют серьезную конкуренцию Москве по числу номинаций. Лидирует как всегда Большой театр с 22 номинациями. Следом же идут пермские спектакли с 19 номинациями. Несколько городов представлены не одним театром.
- Безусловно, это говорит о том, что культурная среда в этих городах активно развивается, и причин тому много, - отмечает Мария Ревякина. - Это и фестивали, и лаборатории, и наличие прекрасных местных кураторов.
И большая, и малая
В драме в большой форме в этом году вместе со столичными претендентами номинированы театры Новосибирска, Казани и Ярославля. В гораздо более географически разнообразной малой форме представлены спектакли Красноярского ТЮЗа, Архангельского молодежного театра, Нижнекамского драматического театра, новосибирского "Старого дома", Никитинского театра (Воронеж). Среди номинантов все больше независимых театров. Мария Ревякина оценила их долю примерно в одну треть от всех участников конкурса.
- В последние годы все время говорят о том, как трудно найти в регионах спектакли большой формы, - говорит председатель экспертного совета драматического театра и театра кукол Татьяна Тихоновец. - Молодое поколение режиссеров стремится к малой форме или к спектаклям за пределами театральных площадок. Но в этом году у нас 11 спектаклей большой формы, и четыре из них - из регионов. Очень много было малой формы. Где мы ее только ни смотрели. И далеко не все нестандартное у нас попало в "эксперимент", очень много и в основной номинации. Среди тенденций в малой форме можно отметить много отличных моноспектаклей, три из них мы взяли в конкурс. Наверное, этот всплеск можно рассматривать как тренд нашего ковидного времени.
Самарскому зрителю будет интересно, что в номинантах малой формы есть спектакль "Сектор газа" театра "Цехъ" и Экспериментальной сцены театра "Балтийский дом".
- Мы хотели бы, чтобы "Сектор газа" смотрели вместе со спектаклем, который не был когда-то номинирован - "Донецк. Площадка № 2", потому что это общий проект, который называется у Анатолия Праудина "Человек на войне". Это исследование очень важной темы, - поясняет Татьяна Тихоновец. Напомним, вторая часть праудинской трилогии "Одиссея" идет в "СамАрте".
Казань в лидерах
Из других региональных успехов очевидно небывалое представительство казанской площадки Mon - сразу три ее спектакля оказались в номинации "Эксперимент" (и еще пять в лонг-листе). Mon позиционирует себя как сцену, развивающую "местное сообщество художников и зрителей через кросс-жанровые спектакли местных и приглашенных художников, лаборатории и образовательную программу, а также развитие современного национального театра".
Например, один из номинированных спектаклей "Чын татар" вышел в проекте "Театр горожан". В нем непрофессиональные актеры рассказывают личные истории и пытаются найти ответ на вопрос, что такое быть настоящим татарином/татаркой сегодня.
- Я считаю, что это один из трендов сезона - национальные театры представлены у нас не героическим эпосом, а спектаклями, из которых можно узнать, что думают сегодня о себе, о своем языке, о своей культуре народы России, - отмечает Татьяна Тихоновец. - Площадка Mon серьезно исследует эту тему самоидентификации, "татарскости", татарского языка.
В "Эксперименте" вообще растет доля регионов. Из 10 спектаклей в этом году только один представляет Москву, по три - Санкт-Петербург и Казань, два из Новосибирска, еще один из Перми. Такая широкая география у этой номинации впервые.
"Маска" едет в Самару
"Золотую Маску" в 2022 году планируют провести с января по апрель с соблюдением всех необходимых мер безопасности. Состав жюри будет известен в декабре. Закрытие с вручением наград пройдет 20 апреля в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Запланированы все привычные внеконкурсные программы. Позже объявят участников "Маски Плюс" (кураторы Татьяна Джурова и Алексей Платунов) и "Детского Weekend’а" (отборщики Надежда Стоева и Анна Казарина), а также "Золотой Маски в кино" и "Золотой Маски online". Две последние доступны жителям всех регионов. Куратор Марина Давыдова отберет для показа в Москве программу польского театра. В числе городов, куда в 2022 году приедет проект "Золотая Маска в регионах", наконец-то есть Самара. Правда, дат и программы еще нет.