ТГУ в федеральном пилоте по переходу на централизованную бухгалтерию
Тольяттинскому госуниверситету вместе с ещё тремя российскими вузами доверили апробацию новой централизованной модели ведения бухгалтерского учёта, формирования отчётности, начисления и выплаты заработной платы в организациях бюджетной сферы. Опорный вуз стал участником пилотного проекта по централизации учётных функций федеральных органов исполнительной власти. C 1 января 2023 года ТГУ передаст свои полномочия по финансовому учёту Федеральному казначейству РФ.
Масштабный проект Федеральное казначейство запустило в 2018 году. Его главная цель - улучшение качества и прозрачности учётных процедур, повышение финансовой дисциплины, применение единообразных подходов и обеспечение соблюдения бюджетного законодательства.
Некоторые министерства уже передали свои полномочия Федеральному казначейству, в их числе Росаккредитация, Министерство просвещения РФ, Министерство науки и высшего образования РФ. В 2023 году в проект будут вовлечены все бюджетные учреждения страны, сейчас его, по сути, "тестируют" на отдельных организациях.
В их число вошли 4 вуза страны - Вятский государственный университет, Череповецкий государственный университет, Ярославский государственный технический университет и Тольяттинский государственный университет.
Все вузы - участники рабочей группы Минобрнауки России по вопросам финансово-хозяйственной деятельности организаций высшего образования. В состав рабочей группы приглашаются вузы, имеющие высокий рейтинг финансового менеджмента в соответствии с методикой оценки вузов, подведомственных министерству. Сейчас их порядка 30. Представителем ТГУ в рабочей группе является проректор по экономике Алла Хомякова.
- Когда нам поступило предложение войти в пилотный проект по апробации централизованной модели ведения бухгалтерского учета, мы оценили свои силы, затраты и эффекты от участия в проекте и согласились, - рассказала Алла Хомякова. - Для нас большим плюсом является возможность работать на опережение - знать сегодня, как завтра должны будут выглядеть процессы, сервисы и схемы взаимодействия, и с учётом этого планировать работы по автоматизации финансово-хозяйственной деятельности университета. Автоматизацией бухгалтерского и управленческого учета мы занимаемся непрерывно, начиная с 2011 года, уделяя большое внимание планированию и анализу финансового результата, а также повышению качества учётных функций.
Как отметил ректор ТГУ Михаил Криштал, это не первый пилотный проект по цифровизации в системе высшего образования, инициированный Минобрнауки России, в котором предложили участвовать Тольяттинскому госуниверситету.
- В прошлом году наш университет в числе 50 вузов совместно с министерством участвовал в пилотном запуске суперсервиса поступления в вузы онлайн. Сейчас этот сервис работает уже для всей страны. В пилотном проекте по централизации ряда функций бухгалтерского учёта предложили участвовать всего четырём вузам, и среди них Тольяттинский госуниверситет. Это большая честь и ответственность. И в то же время это признание высокого качества финансового менеджмента и уровня цифровизации в нашем университете, - подчеркнул ректор ТГУ Михаил Криштал. - В целом участие в пилотном проекте полностью соответствует нашей политике в области открытых данных на пути опрозрачивания всех сфер деятельности университета для наших партнёров и заказчиков, включая госструктуры и бизнес.
Работа по проекту стартовала в ТГУ в начале августа.
- Мы начнём готовить данные, получим методики по передаче этих данных Федеральному казначейству, для сотрудников бухгалтерии ТГУ проведут обучающие курсы. К концу года мы должны будем выгрузить и передать данные нашей базы по ведению бухгалтерского учёта в ГИИС "Электронный бюджет"*, - рассказала главный бухгалтер Тольяттинского госуниверситета Оксана Фахуртдинова.
В отличие от большинства бюджетных организаций, которые используют для бухгалтерского учёта платформу "1С", Тольяттинский госуниверситет ведёт свой бюджет в ERP-системе "Галактика" и менять её не планирует. Большой плюс от участия в проекте для ТГУ - это возможность отработать все взаимодействия с Федеральным казначейством, также использующим платформу "1С", чтобы исправить возможные несоответствия и ошибки при состыковке двух систем.
- По "Дорожной карте" очень сжатые сроки, работать придётся в двух системах, и всё это наслаивается на сдачу годового отчёта. Нагрузка на бухгалтеров многократно возрастёт, но в Федеральном казначействе нас успокоили, пообещав, что все возникающие вопросы будут решаться в рабочем порядке. И когда в 2023 году на новую централизованную модель ведения финансового учёта перейдут все бюджетные организации страны, мы будем к этому уже готовы, - поясняет Оксана Фахуртдинова.
Как ранее рассказали в Минфине РФ, передача полномочий по ведению бухгалтерского/бюджетного учёта и составлению отчётности организации рассматривается сегодня как одно из направлений повышения эффективности расходования бюджетных средств. Кроме того, после консолидирования бухгалтерских функций в Федеральном казначействе бумажный документооборот будет минимизирован, а специалисты, занимающиеся начислением заработной платы и подготовкой отчётности, начнут высвобождаться.
- Это не значит, что такие сотрудники будут не нужны, - говорит Оксана Фахуртдинова. - Эти специалисты будут выполнять функции, связанные с внутренним аудитом и анализом, контролем, вопросами координации методического обеспечения. То есть в любом случае люди на местах будут заняты. Важно помнить, что это пилотный проект, который выявит все плюсы и минусы централизованной модели ведения бухгалтерского учёта, все её преимущества и недостатки, покажет, в каком направлении двигаться.
*Электронный бюджет - единая система управления государственными и муниципальными (общественными) финансами Российской Федерации с применением информационных и телекоммуникационных технологий.