Театр "СамАрт" покажет новые эскизы по современной драматургии
4 и 5 февраля в "СамАрте" пройдет XIV лаборатория "Молодая режиссура" (12+). Участники ставят современные российские пьесы для детей.
Быстрый театр
На этот раз лаборатория ориентирована на зрителей 9-14 лет (школьников среднего звена). Режиссер "СамАрта" Татьяна Наумова работает над пьесой Марты Райцес "Я - кулак. Я Анна". Александра Кохан из Магнитогорска – над пьесой Екатерины Тимофеевой "Полина ищет па". Показы пройдут 4 февраля. 5 февраля можно будет посмотреть эскизы спектаклей "Черный апельсин" по пьесе Даны Сидерос в постановке самартовца Дмитрия Добрякова и "Мой папа Питер Пэн" по Керен Климовски (режиссер Алексей Елхимов). Обсуждать работы вместе со зрителями будет критик Владимир Спешков.
Показы пройдут в проекте "Эскиз-театр". В этом сезоне зрители "СамАрта" уже могут увидеть и обсудить работы с двух лабораторий 2022 года в рамках того же проекта.
- Мы начинали с лабораторий на "Золотой Репке", но фестиваль устроен как биеннале, и в промежуточные годы мы тоже проводили лабораторию, - рассказывает руководитель "Эскиз-театра", драматург Михаил Бартенев. - Начинали с названия "Молодая режиссура. Спектакль для маленьких", но в какой-то момент тема исчерпала себя - репертуар театра "напитался" спектаклями для этой возрастной группы - и мы стали работать с пьесами для подростков.
Постепенно стало понятно, что выхлоп от лабораторий мог бы быть больше. Допустим, сделано четыре эскиза, но что такое эскизы? Это "быстрые спектакли", которые делаются в течение 4-5 дней, с полным погружением, с утра до ночи и даже ночью. Это такое эмоциональное быстрое режиссерское и актерское высказывание, реагирование на тот или иной текст. Уже не читка пьесы, а спектакль. И как в живописи есть такой феномен, что порой эскиз бывает удачнее самой картины, так и спонтанность в создании театральных эскизов создавала атмосферу легкости и творческого поиска. И из хороших эскизов нередко получались плохие спектакли. Я сейчас говорю даже не про "СамАрт", лаборатории проходят по всей стране. Предугадать результат невозможно. Приехал режиссер, сделал за пять дней великолепный эскиз. Потом приезжает на два месяца - и "засушивает" все, что сам же сделал. И нового не получается, и старое испорчено. И тогда возникла идея, что эти эскизы обидно играть один раз, нужно повторять.
Обратная связь
На февральской лаборатории мест для зрителей оказалось совсем мало - набрали по 8 человек на показ, взяв обещание участвовать в обсуждениях и написать отзывы в группе. Но эти эскизы тоже постепенно смогут посмотреть все желающие.
- Зрители переживают, спрашивают, почему нельзя купить билеты. Не переживайте, - успокаивает заместитель директора "СамАрта" Юлия Бизяева. - Мы будем показывать эскизы столько, сколько они будут востребованы. Все успеют посмотреть. Будем ставить их в течение сезона, эти показы никак не мешают текущему репертуару, поскольку проходят в фойе. Поэтому, дорогие зрители, следите за нашими анонсами.
Михаил Бартенев считает обсуждения после показов "вторым актом" и едва ли не самой важной частью проекта:
- Эти обсуждения на сегодняшний день - один из главных способов коммуникации с главным зрителем нашего театра - подростками и молодежью. Полноценные обсуждения, не 15 минут, а час - значит, час, полтора - значит, полтора. И мы действительно почувствовали обратную связь. Пьесы могут быть несовершенными, но они поднимают темы, близкие подростку. Подросток - это же "тяжелая болезнь", нужно давать ему возможность высказаться. И не только подростки, одна учительница на обсуждении сказала: мне эскиз не понравился, но я теперь пересмотрю отношения со своим взрослым сыном. Возникает какая-то другая атмосфера, ученики перестают быть учениками, учителя - учителями, начинается разговор, споры. У зрителей есть возможность задать вопросы актеру или персонажу: а почему ты сделал так? Мы сейчас собираемся даже создать странички для персонажей в соцсети ВКонтакте. Это такая работа, которая чуть шире, чем просто театр. Все-таки молодежный театр должен делать нечто большее, чем просто показывать спектакли.
"Эскиз-театр" вместе с Мастерской Анатолия Праудина и образовательной программой входят в проект "Открытая сцена". Как шутит Михаил Бартенев, у Праудина "самый медленный театр", а у "Эскиз-театра" - "самый быстрый". На обсуждениях подростки удивляются, что такой театр вообще бывает. Другой по форме - без привычного занавеса, без "четвертой стены", на минимальном расстоянии от зрителя. Так, в эскизе Дениса Хусниярова по пьесе Маши Конторович "Мама, мне оторвало руку" стулья для зрителей расставлены хаотично и ориентированы в разные стороны, актеры играют среди них и даже могут попросить пересесть.
Удивлены подростки и тем, что бывает театр, поднимающий порой такие жесткие и актуальные для них темы.
- Пьеса "Черный апельсин" начинается с того, что бабушка выпала из окна, и дети обсуждают этот случай, - рассказывает актер "СамАрта" Дмитрий Добряков о своей новой режиссерской работе. - А потом один из них приходит домой, и дедушка говорит ему: "Слушай, я устал от жизни, ты не мог бы помочь мне умереть?" Это завязка. Дам затравку, а там посмотрите, чем закончится. Вот такие проблемы бывают, когда человеку 13 лет. Практически гамлетовский вопрос.
Увы, по-прежнему актуальной остается одна из проблем подросткового театра: на самом деле в 12 лет уже интересно то, что государство считает предназначенным только для 16+. И эта проблема будет всегда, пока существуют подростки и официальные возрастные ограничения.