Театр драмы выпустил "Полет над гнездом кукушки" в постановке Валерия Гришко

В Самаре прошла премьера спектакля по пьесе Дейла Вассермана, в основе которой - знаменитый роман Кена Кизи, манифест битников и хиппи.

Фото: Самарский театр драмы

"Полет над гнездом кукушки" (16+) собирался поставить еще Вячеслав Гвоздков. Вряд ли в надежде повторить свой ташкентский успех 1980-х - эффект от первого в Советском Союзе спектакля по Вассерману-Кизи не воспроизводим. "Полковник-птица" (2008), "Побег из Шоушенка" (2015) и запланированный "Полет" Гвоздков видел трилогией, в которой закрытое учреждение, будь то сумасшедший дом или тюрьма, становится моделью и театра, и общества.


Ставить "Полет" после смерти Гвоздкова взялся его соратник и нынешний худрук театра Валерий Гришко. И в чем-то реализовал задуманное предшественником. Во всяком случае в том, что касается образа Макмерфи (Петр Жуйков). Гвоздков не раз говорил, что в фильме Формана главный герой кажется ему слишком диссидентом: мол, Макмерфи на самом деле - простой хулиган, в котором через край витальности и животной силы, поэтому он и не помещается в клетке.

Примерно так и получается в спектакле Гришко. В стерильной обстановке больницы, со стенами цвета неба, ровным рядом кроватей и успокоительной музыкой появляется бунтарь. Он ходит ботинками по белым простыням, уверенно дерзит персоналу и всячески пытается объяснить коллегам-пациентам, что публичное унижение на групповой терапии недопустимо. Но Макмерфи, конечно, не идейный бунтарь. Следы веселой жизни и общий расхлябанный вид создают образ человека, которому не так уж много от жизни нужно.

К доступным ему радостям Макмерфи пытается приобщить и остальных обитателей палаты. Кажется, только из-за этого он и не бежит - а как же вечеринка? А потом как-то так покатилось: поддался импульсу, набросился на сестру и вернулся уже из-за больничной решетки обратно в лапы карательной медицины, лоботомии и мудрого индейца. Медицина, впрочем, здесь тоже условно карательная - большой силы за ней не чувствуется. Доктор Спиви (Владимир Борисов) вообще свой в доску. И сестра Рэтчед (Надежда Якимова) не такая уж деспотичная мегера. Так что обитатели этого дома, похоже, не врут, что сидят здесь добровольно.

Премьера вряд ли чем-то оскорбит поклонников фильма Милоша Формана. Здесь нет радикальных интерпретаций образов, никаких отсылок в современность (градусник-пистолет считать не будем). Даже английская считалка, давшая название книге, в спектакле звучит. Актерские работы - очень приличные. Сценография Артема Агапова не намекает ни на что, кроме "истории на все времена". Больше всего "Полет над гнездом кукушки" подойдет тем, кто не прочь еще раз увидеть знакомый сюжет, только теперь уже в театральной версии.

Материал по теме

Полная версия