Там, где шумели ярмарки: о чем могут рассказать старинные дома Красного Яра
В этом селе, несмотря на многочисленные пожары, сохранилось немало строений конца XIX – начала XX века. Познакомиться с судьбами этих зданий, улиц и центральной площади нам помогли сотрудница Музея истории Красноярского района Анастасия Воронина, экскурсовод Ирина Антимонова, а также местный краевед Валентина Кузюрина.
Мощный голос колокола
Прогулку по селу начинаем с Юбилейной площади. До революции, рассказывает Анастасия Воронина, здесь проходили три шумные ярмарки, собиравшие народ со всей округи. Сретенская - в феврале, Николаевская - в мае, Ивановская - в августе. А еще каждый четверг здесь был базарный день. Продавали мануфактуру, бакалею, сельскохозяйственные продукты. Красный Яр считался "хлебной пристанью" в Самарском уезде губернии. На берегу реки Сок располагались огромные хлебные амбары и соляные склады. Мешки с зерном ранней весной грузили на баржи, и те отправлялись по Соку, а затем по Волге в Самару. Труд грузчиков в Красном Яре тогда был востребованным.
Улица Комсомольская, бывшая Крестьянская. Здесь, недалеко от площади, на месте современной музыкальной школы и Дома культуры "Мечта", когда-то возвышалась церковь. Как рассказала Валентина Кузюрина, деревянный храм в селе возвели в 1741 году. Недалеко от него в 1754-м построили дом для престарелых и "пришлых" людей. В середине девятнадцатого века церковь сгорела, и был объявлен сбор средств на строительство новой. Белокаменный, златоглавый храм, названный именем Архистратига Михаила Архангела, стал одним из крупнейших в губернии. Если во всю силу звучал огромный многопудовый колокол, его голос был слышан на несколько десятков километров вокруг. В метели, когда не было видно ни зги, этот звон помогал не заблудиться обозам, следующим из Кошек, Сергиевска или Самары.
Украшенные резьбой каменные дома священнослужителей сохранились до сих пор. Они расположены на нынешней Комсомольской улице, напротив здания узла связи.
Судьба церковного здания оказалась более печальной. После революции одно время оно служило волостным правлением. В 1933 году храм взорвали. Колокол упал, пробил крыльцо и ушел глубоко в землю. По слухам, его выкопали и отправили в Каменку. Дальнейшая его судьба неизвестна...
"Чай с полотенцем"
- Село застраивалось таким образом, - говорит Валентина Кузюрина. - Два дома рядом, затем колодец и переулок, ведущий к реке Сок.
Нынешняя улица Промысловая застраивалась торговыми лавками. Так же, как и Крестьянская, и Дворянская (Советская), и Большая (Кооперативная). Немало этих кирпичных зданий с фигурной кладкой дожило до наших дней. Ныне в одних – частное жилье, в других – различные организации. Среди хозяев были купцы Шныревы, которые занимались извозом, торговали зерном и первыми в селе купили сеялку. Сохранились дома, где размещались лавки Алашеевых, Захарова, Образцова. Еще один хозяин, Жандариков, владел скобяной лавкой, а рядом был большой сад. Во время Гражданской войны этого купца убили красноармейцы, а деревья и кустарники сожгли.
Еще один сад, яблоневый, окружал здешнюю больницу. Как сообщила Валентина Кузюрина, рядом с ним в годы Великой Отечественной располагалось летное поле.
Примечательное здание – "пивная вдовы Васены", собиравшая немало представителей сильного пола. Теперь там находится организация, оказывающая ритуальные услуги.
Еще один дом с историей - трактир купчихи Ермиловой на Комсомольской, 115. Ныне это памятник архитектуры регионального значения. По словам Анастасии Ворониной, возле трактира располагались постоялый двор, а там конюшня, сарай для фуража, винный погреб. В трактире Ермиловой можно было переночевать в комнатах на втором этаже. Простому населению он служил еще и биржей труда. Подрядчики и разного рода дельцы находили там работников. Это был и своего рода клуб для простонародья. Трактир Ермиловой нередко служил местом встречи земляков, покинувших родные села.
Заведение славилось разнообразием сортов чая, даже из Индии привозили. Его пили в специально отведенной для этого комнате. В трактире подавали "чай с полотенцем". Эта мода пришла из центральных губерний. Гостю приносили чайную чашку, чайник с кипятком и другой, маленький, для заварки, а также полотенце, которое он вешал себе на шею. После того, как гость осушал первый чайник, вытирая лоб и шею полотенцем, ему подавался второй, потом третий. Некоторые любители выпивали по нескольку чайников в один присест, и полотенце становилось мокрым от пота.
Здесь рады были видеть и простолюдинов, и чиновников в форменных мундирах, и господ в сюртуках, и купцов, и приказчиков в поддевках. Посетителям, помимо чая, предлагали табак, мед, пиво, хлебную водку, произведенную в Новом Буяне или Самаре. Трактир славился русскими блюдами - котлетами, суточными щами, кашей, рассольником, ухой, селянкой, пирогами и блинами. Еда была по вполне доступной цене. Здесь подавали, как тогда говорили, "порции для большого желудка". Обслуживали гостей половые, стриженные "под скобку" и одетые в косоворотки навыпуск.
Действовал трактир до 1917 года. Потом там разместилась типография, затем - курсы по обучению трактористов. Сейчас это обычный жилой дом. О судьбе самой купчихи, хозяйки заведения, несмотря на все усилия краеведов, узнать ничего не удалось.
На "бойком" месте
Улица Оренбургская, по рассказам краеведа Валентины Кузюриной, - часть старинного тракта, по которому гнали скот в Самару, Симбирск и Мелекесс. На этой улице сохранилось здание ветстанции, построенное в 1916 году. Коров, овец и другой скот возле Красного Яра держали около недели – для отдыха и ветеринарной помощи.
Село располагалось на "бойком" месте. Через него проходили и два почтовых тракта: Самара – Сергиевск и Смышляевка – Ставрополь-на-Волге. Одновременно они были и торговыми путями, и этапами, по которым шли каторжники. Кто знает, в судьбах скольких людей разных поколений оставил свой след Красный Яр…