Светящееся искусство: Алена Медведева обучает самарцев старинному ремеслу

Недавно в Самаре прошли два мастер-класса по искусству создания мозаики. 7 мая – в музее-галерее «Заварка», а 11 мая - в региональном отделении Союза художников России. Занятия провела мастер декоративно-прикладного искусства Самарской области, руководитель студии «Волшебная мозаика» Алена Медведева. Кстати, в Выставочном зале Союза художников можно увидеть некоторые ее работы.

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

Портрет Ван Гога и ныряющая девушка

- С чего началось ваше увлечение мозаикой?

- Это было пятнадцать лет назад. Я тогда была студенткой третьего курса художественного училища имени Петрова-Водкина. Нас отправили в частную мастерскую и обучали там настоящей флорентийской мозаике. Сначала это были подсобные работы - сделать эскиз, где-то что-то подпилить. Потом мы имели дело с натуральным полудрагоценным камнем, создавали с его помощью картины. Я проработала там несколько лет. Потом стала работать самостоятельно. Правда, материалом был уже не натуральный камень, а то, что можно было купить у нас в городе. Это такие камушки, которые используются для мозаики.

- Вы помните свои первые самостоятельные работы?

- Да. Это были изображения подсолнухов и портрет Ван Гога. А потом дизайнер из Уральска доверил мне сделать три панно – фантазии на городские темы и фигуру девушки, ныряющей в воду. Получилось, по-моему, удачно. Ведь создавать образ человека в мозаике очень сложно.

- Вы делаете эскизы своих работ?

- По-разному. Бывает, годами вынашиваешь идею и создаешь то один, то другой образ на бумаге. А бывает, замысел рождается внезапно. К экспромтам я готова всегда. Стараюсь постоянно экспериментировать. Люди ведь любят, чтобы их удивляли. Поэтому я ,например, часто обращаюсь к фьюзингу – технике спекания цветного стекла в печи. Есть у меня и авторские разработки.

- Например?

- Сочетание витражного стекла, мозаики и экомозаики – материалы для нее я пеку сама из осколков стеклянных бутылок и банок. В такой технике сейчас выполняю орнаменты по частному заказу. Такого масштабного произведения раньше не делала - девяносто на девяносто сантиметров. Его созданию предшествовали три года экспериментов по отработке технологии. Чуть-чуть сделаешь что-то не то, и работа может разбиться или треснуть.


Главное - фантазия

- Много ли у нас в Самаре мастеров, которые занимаются мозаикой или фьюзингом?

- Нет, немного.

- Чем это объяснить?

- Нужно иметь специальное оборудование, мастерскую. В домашних условиях заниматься этим ремеслом опасно. Кроме того, мозаике надо постоянно учиться. Вузы, которые занимаются этим, можно сосчитать по пальцам. А ведь мастеру нужно разбираться в строительных смесях, разных материалах и многом другом. Кстати, я окончила два вуза. В одном из них, архитектурно-строительном институте, обучалась на реставратора. Дипломную работу писала по советской мозаике. Составила описание таких произведений в Самаре. Потом это помогло в работе.

Художнику, который занимается мозаикой, приходится иметь дело с множеством инструментов. Большинство из них я просто не смогла принести на мастер-классы. А ведь есть еще и станки...

Но все-таки, наверное, главное для человека, который занимается мозаикой, - фантазия. На мастер-классах самые интересные работы получаются у тех, кто не просто аккуратно выполняет задание, но и придумывает что-то свое.

- У вас, как я понимаю, есть своя мастерская…

- Мы несколько лет работали в одной мастерской вместе с Дмитрием Тяпковым. Он художник-монументалист, создает витражи и мозаику. Этим видами искусства занимался и его отец, Николай Петрович. Недавно Дмитрию выделили мастерскую от Союза художников, а я осталась в старой.

- Вы чаще работаете для души или по заказам?

- Приходится по заказам, но все эти работы ложатся на душу. И сувенирная продукция, и бижутерия, и картинки. Мои знакомые думают, что у меня дома много мозаики. Но это не так. Все работы «разошлись», даже маме не смогла подарить картинку. Дело в том, что на каждое такое произведение уходит
очень много времени.


Чудо смальты

- В чем преимущество мозаики перед другими видами изобразительного искусства?

- Эти произведения практически вечные. Смальта не выцветает со временем, не выгорает, не трескается, не разлагается. Не случайно ее часто использовали для украшения храмов вместо икон и фресок. К тому же смальта блестит. Солнечный свет из церковных окошек, попадая на мозаику, отражается. И кажется, что светится само изображение.

Тяга собирать из разных кусочков что-то красивое возникла у человека в незапамятные времена. Самую раннюю мозаику, появившуюся на Древнем Востоке, историки искусства датируют четвертым тысячелетием до нашей эры. Недавно в ходе раскопок под слоем земли археологи обнаружили остатки строений Древнего Рима. Полы там были выложены мозаикой.

- Мне кажется, ею можно было бы украсить и многие современные городские строения в Самаре. Почему ее так мало?

- Действительно, явно не хватает мозаики или витражей во внутренней отделке наших новостроек. Хорошо бы, если бы эти работы несли смысловую нагрузку. Отражали наши традиционные ценности, отечественную историю, природные красоты. Но кто это будет создавать? У нас не хватает мастеров, владеющих современными технологиями – итальянскими, немецкими. Хотя образцы красивой мозаики можно увидеть и в некоторых зданиях, построенных в Самаре недавно. Например, в Софийском соборе.

- А если бы Вам предложили масштабный заказ…

- Нет, я пока не готова к этому. Чтобы взяться за такую работу, я должна быть уверена, что выполню ее на очень высоком уровне...

Материал по теме

Полная версия