"Суровый" стиль в диалоге с поп-артом: в Самаре продолжаются арт-завтраки
В областной столице продолжается проект "Время, вперед! Искусство Страны Советов". В его рамках проходят арт-завтраки (12+), организованные клубом Третьяковки в Самаре совместно с филармонией.
Первый в нынешнем году арт-завтрак состоялся в Клубе Третьяковки 14 января. Зрители увидели слайды с лучшими работами признанного мастера советского искусства, одного из родоначальников "сурового" стиля Таира Салахова и его дочери Айдан Салаховой. Лекцию об этих мастерах прочитала самарский искусствовед Дарья Волкова.
На фоне чайки
Художник Таир Салахов родом из Азербайджана, воспевал тяжелый труд нефтяников и рыбаков Каспия, жизнь рабочих в ее суровой простоте. В шестидесятые и семидесятые годы прошлого века он был удостоен множества наград. При этом художник сумел сохранить свое лицо и свободу от идеологических пут.
На примере картин Салахова конца пятидесятых – начала шестидесятых годов Дарья Волкова рассказала о новаторстве его творчества:
- "Суровый" стиль, которого придерживался художник, был не таким уж и суровым. В отличие от его предшественников, которые писали картины на производственные темы в двадцатые и тридцатые годы, Салахова интересует психология героев. Люди на его полотнах престают быть условными и идеализированными. В этих картинах он сосредотачивается на природных явлениях и умеет найти красоту в мелочах. Например, на картине "С вахты", где изображены рабочие, в центре композиции мы видим взлетающую чайку и брызги воды.По мнению Дарьи Волковой, расцвет "сурового" стиля и обращения многих художников к монументальной живописи в шестидесятые годы связаны с политикой отказа от архитектурных излишеств, что не могло не отразиться и на изобразительном искусстве. От художников потребовалось умение создавать произведения в упрощенной форме. Кстати, как считает искусствовед, один из самых ярких мастеров, работавших в этом направлении в те годы, - наш земляк Вячеслав Герасимов, масштабные произведения которого мы можем видеть на некоторых самарских зданиях.
Особое внимание Дарья Волкова остановила на портретах, созданных Таиром Салаховым:
– Вот два портрета Дмитрия Шостаковича, один – семидесятых годов, другой – 1987-го. Они подчеркнуто непарадные. Мы видим великого композитора усталым, отрешенным. И это отражает его биографию. Мы ведь знаем, что он был то на пике славы, то в опале.На одном из лучших своих портретов Салахов изобразил свою мать уже после ее смерти. Картину он назвал "Агава".
- Он сравнивает свою мать с этим растением, - говорит искусствовед, - мощным, мясистым. В чем новаторство этого портрета? Художник на три четверти разворачивает своего персонажа спиной к зрителям. Этого достаточно, чтоб узнать человека, но недостаточно для того, чтобы запомнить надолго его черты.Таир Салахов был одним их первых, кто организовывал в Советском Союзе выставки западных художников.
Среди них был и Роберт Раушенберг, о портрете которого кисти Салахова также шел разговор на арт-завтраке. Раушенберг был одним из пионеров американского поп-арта. И это направление также оказало влияние на творчество советского художника.
- Даже в его индустриальных пейзажах чувствуется интерес к абстракции, - считает Дарья Волкова. – В них есть что-то фантастическое, тревожное, интригующее.
Вслед за Микеланджело
Своеобразным "мостиком" между описанием творчества двух художников, стал портрет дочери Салахова "Айдан" 1967 года. На картине, она трехлетняя, изображена на игрушечной лошадке. Как вспоминала Айдан, на нее сильно повлиял интерес отца ко всему мировому искусству, в том числе и современному. Еще в детстве она листала альбомы Энди Уорхола.
Айдан Салахова переосмысляет традиционное восточное искусство в технике живописи, графики и скульптуры. В ее творчестве объединились интерес к восточным орнаментальным традициям, абстрактному искусству, творчеству мастеров античности и эпохи Возрождения. Сейчас она живет и работает в Италии.
- Ее мастерская находится рядом с местом, где добывают знаменитый каррарский мрамор, из которого создавал свои работы Микеланджело, - рассказывает Дарья Волкова. – Мрамором теперь мало кто занимается из современных мастеров. Айдан в их числе. Одну из последних своих скульптур, "Пьета", она создает вот уже три с половиной года. Салахова словно бы возвращает нас к традиционному искусству, к медленному течению времени.