Строят ракеты и бьют рекорды: в Самарской области отмечают День космонавтики

На этой неделе самарская ракета-носитель "Союз-2.1а" вывела на орбиту пилотируемый корабль "Союз МС-27", стартовав с Байконура. А сегодня наша область - по-настоящему космический регион - вместе со всем миром отмечает событие, после которого началась новая эра освоения внеземного пространства. 64 года назад Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.

Фото: Юлия Рубцова

Ракета-носитель, первая и вторая ступени которой были изготовлены именно в Куйбышеве, вывела на орбиту корабль "Восток-1". Поэтому невозможно переоценить вклад региона в освоение космоса. До сих пор ни один запуск отечественного пилотируемого космического корабля не обходится без ракет-носителей самарского производства.

И сегодня ключевые предприятия отрасли продолжают стабильно работать, а Самара - удерживать статус космической столицы России.

Связывают с космосом

Об исторической роли Куйбышева в развитии отрасли и серийном производстве ракет неоднократно говорил заместитель генерального конструктора РКЦ "Прогресс" Геннадий Аншаков:

- У нас мощный авиационный комплекс: завод, который производил самолеты, двигателестроительный завод, металлургический. И авиационный институт - кузница инженерных кадров. Кроме того, город расположен на перекрестке путей, ведущих в том числе на юг, к Байконуру. Все это, плюс высокий технический уровень куйбышевских производств, и сыграло свою роль. Сергей Павлович Королев приезжал в город, убедился в том, что куйбышевцы могут справиться с освоением ракетной техники.

Именно у нас были изготовлены первая и вторая ступени ракеты, которая вывела на орбиту корабль с первым космонавтом планеты Земля Юрием Алексеевичем Гагариным. И до настоящего времени руками наших специалистов изготавливаются непревзойденные по надежности и качеству ракеты-носители и другая сложнейшая авиационно-космическая техника.


Фото: Анна Коротченкова (фотобанк sovainfo.ru)

Ключевые отраслевые предприятия региона - АО "РКЦ "Прогресс", "ОДК-Кузнецов", АО "ТЯЖМАШ", АО "Авиакор - авиационный завод" и многие другие - в условиях беспрецедентных санкций не только продолжают стабильно работать, но и наращивают объемы производства. К тому же они имеют колоссальное значение для укрепления обороноспособности России, что особенно актуально в условиях СВО.

Важную роль региона в развитии космической отрасли страны подчеркивал и профессор Самарского университета имени Королева (СНИУ), директор Центра истории авиационных двигателей имени Кузнецова, эксперт РАН, представитель академии наук авиации и воздухоплавания Владимир Зрелов:

- Самара - монополист по производству ракет и двигателей для пилотируемых полетов. При этом у нас опыт работы над ракетными двигателями активно применяют в авиации. Например, самолет на перспективном водородном топливе. За ним - будущее. Есть и наземные установки на криогенном топливе - сжиженном природном газе. Вспоминается двигатель НК-361 для локомотива. Его разработали именно в нашем городе.

По словам профессора, в губернии особое внимание уделают качественной подготовке профильных специалистов, которые в будущем работают по всей стране.


Фото: Юлия Рубцова (фотобанк "Волжской коммуны")

- В 1940-е годы учащиеся тогда Куйбышевского авиационного института имели возможность перенять опыт немецких специалистов в этом направлении. Последние приезжали в нашу страну, - вспоминал Зрелов. - Их поразили глубокие знания ребят по физике, математике, сопротивлению материалов и газодинамике. С того момента не снижаем планку.

Он уточнил, что часть местных выпускников работает на столичном заводе имени Хруничева. Предприятие участвовало в разработке ракеты "Ангара - А5". Космический аппарат успешно взлетел с Восточного год назад - в канун Дня космонавтики.

- Бывший дипломник позвонил мне и сказал: "Владимир Юревич, вы бы не могли нам направить выпускников нашего университета?" Я в ответ напоминаю о московских профильных университетах и институтах, но он уверяет, что самарские ребята - лучше. Такое, конечно, приятно слышать, - рассказал академик РАН.


Фото: Юлия Рубцова (фотобанк "Волжской коммуны")

Он добавил, что в СНИУ студенты могут осмотреть и потрогать детали космических аппаратов.

- Разбираем устройство, выбираем нужную часть и анализируем, как она работает. Ребята участвуют с большим желанием. У нас даже очередь из них образуется, - объясняет Зрелов.

Также связь науки и производства обеспечивает научно-образовательный центр "Инженерия будущего", созданный в Самарской области. Сегодня он имеет статус НОЦ мирового уровня. Здесь над созданием высокотехнологичных проектов работают лучшие вузы нескольких регионов страны совместно с крупнейшими российскими предприятиями.


Фото: Юлия Рубцова (фотобанк "Волжской коммуны")

Одновременно в губернии продолжают поддерживать университеты, создают условия для самореализации талантливой молодежи.

Самара в космосе

Герой России, самарский космонавт Олег Кононенко в 2024-м установил мировой рекорд по суммарной продолжительности нахождения человека в космосе — 1110 дней 14 часов и 57 минут. Еще до полетов на орбиту Земли Кононенко работал в тогда еще куйбышевском Центральном специализированном конструкторском бюро. В другой сфере он себя не представлял.


Фото: Юлия Рубцова (фотобанк "Волжской коммуны")

- Первый старт ждал 9 лет. Был готов. В то же время захлестывали эмоции от того, что у меня все-таки получилось поработать в космосе. Выполнял свои обязанности, отдавал команды, но эйфория и радость не проходили, - описывал свои ощущения космонавт.

По его словам, самые яркие воспоминания связаны именно с выходом в открытый космос:

- Вид Земли из иллюминатора - чудо, - говорил Кононенко. - Оттуда видишь, какая наша планета и окружение громадные. Но когда выходишь и смотришь через гермошлем на МКС, планету, звезды, а отворачиваясь видишь бездну, то испытываешь самые сильные впечатления и адреналин.

Живут космонавты по земному времени с четким распорядком дня, несмотря на "новые условия".


Фото: Ирина Быкова (фотобанк "Волжской коммуны")

- Конечно, если не закроешь шторку иллюминатора в каюте, то будешь иногда просыпаться из-за слишком яркого Солнца, - признался космонавт.

Отдельно он напомнил, что в России растет интерес молодежи к инженерной науке и профессиям. С учетом таких тенденций особенно важно подкреплять интерес ребят к космосу.

- Пилотируемая космонавтика - витрина страны, - уверяет Кононенко. - Мы говорим о самой развитой и технологической отрасли, в которой реализуют все наработки государства в науке и инженерии.

Материал по теме

Полная версия