Стальные нервы на стальном пути: водитель трамвая из Самары – о работе на линии
Ежегодно в последнее воскресенье октября в России отмечают День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. К празднику причастен и водитель трамвая Дмитрий Данченко из Самары. Он рассказал, как впервые вышел на линию, из чего состоит трудовой день и какие качества нужны вагоновожатому.
Фото: Юлия Рубцова
Фото: Юлия Рубцова
Фото: Юлия Рубцова
Фото: Юлия Рубцова
До 2016 года Дмитрий Данченко бывал в трамвае исключительно в качестве пассажира. Однажды он заметил в вагоне объявление: "Нужны водители". Немного обдумал и позвонил по указанному номеру.
- Меня всячески уговаривали стать водителем троллейбуса. Но я отвечал, что трамвай мне ближе. Троллейбус не импонировал. Почему – сам не знаю, – говорит мужчина.
Данченко выучился и вышел на линию. Он рассказал о символической закономерности. В Самаре для всех, кто освоил управление трамваем, дебютный маршрут – № 1, что идет от улицы Пионерской до автостанции "Аврора".
- Помню, как выезжал из ворот депо. Было страшно: ноги тряслись, ладошки потели, – вспоминает Данченко. – Постепенно освоился. Сейчас для меня вождение трамвая – обыденность. Сажусь "за руль" спокойно.
Сначала он работал "на старых вагончиках", постепенно дорос до управления новым подвижным составом. Сейчас Данченко – водитель первого класса. Управляет "Витязем-М".
- Новые трамваи тихие, плавные, спокойные. Работать приятно. Пассажиры тоже довольны, – утверждает Данченко. – В январе 2024-го "обкатывали" их с представителем завода, опытным водителем из Москвы. Узнал про климат-контроль, иной механизм открытия дверей, терминалы с валидаторами.
Данченко работает на маршруте № 22, который соединяет все ту же Пионерскую с 15-м микрорайоном. Его смена – вторая. Каждый день проходит по четкому графику.
- Еду в депо, прохожу медицинский осмотр. Получаю путевой лист и отправляюсь на станцию, – перечисляет он. – На пересменку есть несколько минут. Принимаю вагон, включаю валидаторы и терминал, трогаюсь согласно расписанию. Вот только заканчиваю работать в разное время. Вчера, например, трудился до полуночи.
Когда просят, Данченко управляет снегоочистителем трамвайных путей и служебным вагоном.
- Техника специфичная: нужен подход. Но всему можно научиться, – говорит специалист.
Обучаемость – хорошее, но не главное качество водителя трамвая. По мнению Данченко, на первом месте – крепкие нервы:
- Самые стальные, какие только могут быть. На дороге каждый день бывают сюрпризы. Не все водители отличаются знаниями правил. Пассажиры тоже бывают разные. Кто-то кому-то наступил на ногу, назревает скандал – это тоже моя проблема. Надо оставаться человеком, а не механизмом, который тупо выполняет свои обязанности.
Гуманность поощряется. Иногда – овощами.
- Как-то подсказал пожилой женщине, где выйти и куда пересесть, чтобы доехать до нужного места. В благодарность она дала мне мешок огурцов, - говорит Данченко.