"Стали не педагогами, а чиновниками": откровения молодого учителя самарской школы

Претензии родителей, бюрократические проволочки и нехватка времени на усвоение предмета школьниками. Преподаватель английского языка Анастасия (имя героини изменено - Прим. ред.) рассказала, что заставило ее охладеть к любимой работе с детьми. Почему учитель - это профессия не для всех, что отпугивает молодых педагогов и стоит ли пробовать работать в школе, не чувствуя в этом призвания?

Фото: Юлия Рубцова

Педагог на условиях анонимности поделилась с журналистом ИА sovainfo своими переживаниями и призналась, что находится на грани увольнения по собственному желанию.

"Пришлось выработать голос и характер"

Анастасии 23 года, девушка любит путешествовать и изучать культуру разных стран и народов. Она родилась и выросла в Самаре. Её мама - физик-математик, когда-то получала приглашение поработать в школе, но отказалась. Папа Анастасии - сотрудник МЧС, бабушки - доктор и бухгалтер, а прабабушка была школьным педагогом.

- Я окончила педагогический университет совершенно спонтанно, как и многое делаю в своей жизни. Но сначала устроилась работать в офис менеджером по продажам косметики, и поняла, что от рутины просто умираю, это не моё. Поэтому решила, что надо увольняться. Тут мне написала моя подруга, которая работает в школе. Она отправила видео, показала, что каждый день у них там что-то интересное. Я подумала, что тоже хочу так, и устроилась в школу, - рассказывает девушка.

Анастасии повезло - на работу ее взяли в учебное учреждение прямо около дома. Первым делом пришлось ставить голос.

- У меня первое время очень болело горло, я не могла усадить детей, показать, что я строгая дама, не сюсюкаю, чтобы на шею не сели. Выработала голос, характер. Больше всего я люблю тот самый момент, когда ты приходишь на урок и все дети бегут к тебе с криком: "Привет, Анастасия Евгеньевна". Они обнимаются, говорят, как скучали, ждали, сделали домашнее задание, все выучили, а другие подходят рассказать, что у них что-то не получилось. Вот эта детская проблема: "Вы же не поставите мне два?" В таких ситуациях, когда ребенок настолько расстроен, что едва не плачет, всегда хочется сказать: "Успокойся, мой сладкий, все хорошо". Эта детская искренность, теплота, любовь меня вдохновляют, - говорит Анастасия.

По ее словам, главное влияние педагога на школьника заключается не столько в знаниях, сколько в личностном развитии. Когда дети хотят пообщаться после урока, поделиться свежими новостями или рассказать, как прошел их день.

- И ты с ними болтаешь, обмениваешься опытом. У нас очень дружеские отношения. Например, когда вижу, что они списывают, всегда предлагаю меня удивить, придумать что-то новое, интересное, а то все шпаргалки - в пеналах и ручках. Они смеются и понимают, что это не самое главное в жизни - получить пятерку. Каждую четверть мы начинаем с того, чтобы понять, зачем мы учим английский язык, ходим на занятия. И когда слышу ответ, что иначе мама поругает из-за оценок, думаю: что-то было упущено. В школе многие манипуляции для галочки. Сделать фотку, рассказать, что мероприятие было, а какие знания получены? Я недавно читала статью, что учителя стали не педагогами, а чиновниками. Ведь по факту - документы, какие-то баллы школы, а на психологическое состояние детей, вопрос "зачем мы учим" внимания не обращаем. То есть у нас есть программа. Мы учим времена на английском языке, но не понимаем, как их использовать, - возмущается учитель.

"За 40 минут провести результативный урок практически нереально"

По словам педагога, времени на изучение тем дается так мало, что ребенок не успевает понять, что от него вообще хотят. Он получает оценку, а не реальные знания. Есть, конечно, действительно замотивированные дети, но параллельно с ними в классе сидят и те, кому "и тройки достаточно".

- Достижения в карьере, которые вызывают гордость, происходят у меня не в государственной школе, а в частной языковой. Я для себя поняла, что не педагог. Не могу быть строгой, ну не мое это, а какие-то коммерческие вещи - в них ты видишь результат, потому что ты сам можешь составить программу. В школе это в теории возможно, но очень сложно. Я очень люблю детей. Им нужно внимание, а время поменялось, для меня за 40 минут провести результативный урок практически нереально, ведь у каждого из 15 человек в группе свой темп и всех их нужно сначала успокоить, - признается учитель.

Еще один минус в работе педагога - ранние подъемы. Первый урок в школе у девушки начинается в 8 утра.

- Ты начинаешь чувствовать стресс и выгорание. Сейчас посчитала доходы, расходы и поняла, что если уйду из школы, то не останусь в минусе. Я могу набрать репетиторство, буду тратить на него меньше времени. Многим кажется, что учитель провел урок и пошел домой - нет, это не так. Думаешь, летом отдыхаешь, но в том году мне практику поставили с 8 до 10 утра. И я должна была каждое утро ходить смотреть, как дети сорняки вырывают, - говорит преподаватель.

За последние годы бумажной работы у учителей стало меньше. По словам Анастасии, конспекты и план урока от руки они больше не пишут, но электронный документооборот продолжает занимать весомую часть времени преподавателя, а еще общение с родителями.

- А что задали? Почему у моего сына двойка? Ко мне с таким вопросом подходят часто, а ведь я все прописываю. То есть отношение к учителям конкретно поменялось, мы - обслуживающий персонал. В том году родители даже подписывали разрешение, чтобы их дети в школе могли доску мыть тряпкой, раньше даже этого нельзя было сделать. Однажды я провела чаепитие, у меня был последний урок в четверти, оценки уже стояли. А преподавательница соседней группы начала ругаться, что я устроила мероприятие, не предупредив руководство, ведь дети могут подавиться! Мне было тяжело сдержать возмущение. Оценки были выставлены, дети хорошо провели время, почему бы нет. В школе нужна атмосфера, чтобы туда стремились. Дети должны видеть в учителе человека, который не напугает. Школа отстала от внешнего мира. Как применять эти знания? Они вообще пригодятся? Школьников учат думать клише, шаблонами. Нас учат думать, как все. Мне сложно подстроиться под эти правила, я немного протестую, - говорит учитель.

"Нужно выбрать себя"

Проработав в профессии всего год, девушка все чаще задумывается об увольнении. По словам Анастасии, сил работать в государственной школе у нее больше нет. Сказалась колоссальная нагрузка, ранние подъемы и нехватка энергии. Останавливают только дети.

- Сейчас я хочу сделать этот шаг, уйти из школы. Мне будет грустно, но нужно выбрать себя.

Материал по теме

Полная версия