Специалисты рассказали, что делать, если ребенка травят одноклассники

По данным проекта "Травли NET", более 70 % детей в России сталкиваются с буллингом в школе, а 20 % из них становятся жертвами систематических издевательств, насмешек, изгнаний и других форм насилия. Травля - ­ это не просто детская ссора.

Фото: Юлия Рубцова

Она может привести к серьезным последствиям: суицидальным мыслям, психическим расстройствам, хроническому стрессу, тревожности и социальной изоляции. О том, как помочь ребенку, которого травят сверстники, и нужно ли наказывать агрессоров, эксперты рассуждали в пресс­центре "Самарского областного вещательного агентства".

ВСЕ ПРОТИВ ОДНОГО

За иностранным словом "буллинг" скрывается обычное русское "травля". Это систематическое психологическое или физическое насилие, которое может привести к печальным последствиям. Жертва буллинга испытывает страх, находится в состоянии шока, на которое реагирует реакцией замирания.

- Эта реакция формируется в основном в дошкольном возрасте и чаще всего именно родителями. То есть ребенок-жертва не получил стратегии борьбы, с которой он мог бы противостоять агрессору. Систематическая проблема буллинга складывается из двух конструкций: безнаказанности с одной стороны и невозможности дать отпор с другой, - поясняет психолог Роман Едавкин. - Эта проблема не может быть решена воздействием на одну сторону процесса. Если даже жертва избавится от давления на себя, агрессор переключится на того, кто будет еще слабее. Страх и стопорную реакцию можно убрать психологическими методами, для этого есть соответствующая служба в школе. А вот воздействие на самого агрессора не может быть ограничено одной только беседой с ним, это очень сложная задача. Для нападок агрессору зачастую не нужны веские причины.


Фото: Юлия Рубцова

- Миф, связанный с буллингом, заключается в том, что жертва сама виновата, якобы она обладает каким-то набором качеств, которые привлекают агрессора. Однако буллинг - это характеристика группы, а не конкретного человека. Это отрицательная групповая динамика, и даже если одного из участников "вывести за скобки", нездоровый коллектив будет травить уже другую жертву, - рассказывает заместитель директора по детству областного центра социальной помощи семье и детям Ольга Осинская. - Буллинг часто не выявляется именно потому, что его путают с конфликтом. Однако у травли есть отличительные признаки. Во-первых, при конфликте силы обычно равны, при буллинге ярко выражена непропорциональность: жертва всегда одна, и есть группа людей, которые обижают, объявляют бойкот, обзывают, дают кличку. Во-вторых, не может конфликт одного и того же ребенка с группой лиц длиться вечно. Повторяемость - это маркер, по которому родители могут узнать, что их ребенок вовлечен в травлю.


Фото: Юлия Рубцова

Она также отметила, что буллинг вреден для всех участников - от организатора до простого свидетеля.

НАПАДКИ В СЕТИ

Эксперт по антикризисным коммуникациям в интернете Михаил Вершинин отметил, что современные дети начинают социализироваться в цифровом пространстве гораздо быстрее, чем в офлайне. Постоянный прессинг в социальных сетях, чатах не менее опасен, чем обиды на школьном дворе.

- В классе вас могут потравить 20-30 человек, а просмотров оскорбительных постов в школьных группах могут быть тысячи. Это цифровое давление ребенок испытывает, не только находясь в школе. Время пребывания в интернете сегодня значительно увеличилось и составляет около пяти-шести часов в день. Для детей их цифровая личность очень важна, и нападки на нее часто переживаются крайне остро, - отмечает Вершинин.


Фото: Юлия Рубцова

Крайне важно постоянно инициировать живое общение в семье и занимать ребенка кружками и секциями.

- Когда у ребенка все общение только в школе и конфликт в ней же, он считает, что у него рушится целый мир. Когда у него есть другая группа, он может переключиться, и тогда страдает только часть его мира, - отметил Вершинин.

ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ

Эксперты обсудили и роль взрослых в разрешении проблемы буллинга.

- Если педагог игнорирует травлю или слишком давит, то насилие повышается. Здесь нужна компетенция, выросшая из внутренней позиции. У педагогов, у которых сформирована внутренняя позиция по отношению к насилию в целом, в классах нет буллинга. А сформировать ее не так просто, потому что у нас в обществе в целом насилия много, - говорит Осинская.

Директор регионального социопсихологического центра Татьяна Клюева отметила особую роль классного руководителя.

- Задача классного руководителя - сплотить коллектив через разного рода мероприятия. Важно, чтобы дети понимали друг друга, относились толерантно к товарищам, и формировалась та самая внутренняя позиция. А она формируется из опыта и отношений, но не цифровых, а реальных, когда есть переживания, когда кому-то стало больно и кого-то надо защитить, - поясняет Клюева. - Ребенок развивается через возрастные задачи, и педагог может сам их моделировать. Надо создавать эти ситуации взросления через разные мероприятия. Я советую пойти с детьми любого возраста в туристический поход. Он настолько большой опыт даст детям в рамках общения и переживаний, что мы сможем реально предупредить буллинг.


Фото: Юлия Рубцова

В губернии создана Ассоциация детских служб примирения, она охватывает уже 675 школ. За помощью может обратиться любой участник травли, вне зависимости от возраста и роли. Для каждого в ассоциации разработаны практические шаги по выходу из проблемы. Проект "ОБИДКА", который реализуют службы примирения, легко найти в социальных сетях.

- Название расшифровывается как "Обычная история детской коллективной агрессии". Мы рассказываем детям, что такое буллинг, педагогов учим восстановительному подходу. Важно, чтобы учитель использовал его на практике. Ведь дети, возможно, временами "глуховаты", но при этом далеко не слепы. Если образ учителя силен, дети автоматически копируют его поведение, - утверждает член правления ассоциации Наталья Урусова.


Фото: Юлия Рубцова

Распознавать и останавливать буллинг на профессиональном уровне учат и родителей. По словам врио уполномоченного по правам ребенка в регионе Марины Тарасовой, надо по максимуму оградить детей от внутрисемейных проблем.

- В аппарат уполномоченного очень часто обращаются в постразводный период, от которого особенно страдают дети. "Дележ" ребенка, осуждение супругами другу друга - это очень жестоко и неправильно по отношению к детям. Каждой из сторон буллинга - и детям, и педагогам, и родителям - нужно развивать или по крайней мере пытаться сохранить в себе чувство эмпатии, - говорит Тарасова.


Фото: Юлия Рубцова

У родителей агрессоров нередко есть иллюзия, что раз ребенок сильный и всех ставит на место, то он в безопасности.

- Но они недооценивают тот вред, который таит в себе такое поведение. Агрессор в первую очередь может стать жертвой, если будет инцидент с нападением. Во-вторых, есть возраст, когда уже наступает ответственность за некоторые деяния. И в-третьих, привычка решать силовыми способами отношения не помогает во взрослой жизни ни с партнером, ни с детьми. То есть человек обречен на одиночество и несчастливую жизнь, - рисует перспективу Осинская.

Рассуждали эксперты и об ответственности зачинщика травли. Эксперты сошлись во мнении, что в помощи агрессор нуждается гораздо больше, чем в наказании.

- Безответственность породит беспредел. Нужно не наказание, а понимание ответственности и помощь. Обязательно нужно дать возможность агрессору сохранить лицо. Если лицо будет сохранено, то, когда человек изменится, он первым сможет заговорить на языке мира и помогать другим людям, - заключила Урусова.

Вершинин подчеркнул, что крайне важно учить детей сообщать о проблеме.

- Нужно объяснять им, что это не "стукачество", а вопрос безопасности и заботы, - сказал социальный психолог.

Материал по теме

Полная версия