Создатель иллюзий: в Самаре прошла творческая встреча с Андреем Мерзликиным
Популярный актер запомнился зрителям по ролям в фильмах "Бумер" (18+), "Триггер" (18+), "Брестская крепость" (16+), "Крик совы" (16+). Всего на его счету около 130 ролей в фильмах и сериалах. С самарской публикой Мерзликин беседовал в минувшую пятницу в Центре российского кино "Художественный". В этот же вечер прошла презентация второго сезона сериала "И снова здравствуйте!" (16+) с участием актера.
Убедительный "бандит" с чувством юмора
Первые серии этого криминального комедийного сериала, показанные в нынешнем году, видимо, пришлись самарским зрителям по вкусу. Встреча с актером собрала полный зал. И вопросов было много. В сериале Андрей Мерзликин сыграл бизнесмена-бандита Бориса Искрина, которого несколько раз пытаются убить, но он, одержимый идеей мщения, всегда восстает из мертвых.
- Мне было очень интересно сниматься, - сказал актер. - В этом сериале много черного юмора. У главного героя, которого я играю, - очень сильное желание жить, вопреки всему, что его удручает. Я очень благодарен режиссеру за то, что он дал мне возможность заново открыть себя. Во время работы не было ни одной простой сцены. Ни разу я столько не стрелял, не дрался, не падал. Все снималось на преодолении трудностей. Вечером я читал план завтрашних съемок и ложился спать с мыслью, какой будет завтра тяжелый день. Но этого я и хотел.
Режиссером сериала стал выходец из Самары Егор Чичканов. Он и поспособствовал приезду Андрея Мерзликина в наш город.
Чичканов присоединился к актеру на сцене "Художественного".
- Когда я придумывал сюжет, - сказал он, - в голове были совсем другие актеры. Стали проводить кастинг на главного героя – ничего не получается. Человек семьдесят пробовали. Нужно было, чтобы зрители поверили, что перед ними бандит. Андрей пришел и сразу же вошел в этот образ. Он все время был убедительным. И при этом проявлял необыкновенное чувство юмора. Съемочная группа во время проб все время хохотала. А это очень сложно - держать юмористическую интонацию. Актер должен мгновенно реагировать на ситуацию, делать, где нужно, паузы. Я считаю, что юмор - это ритмическая вещь. У нас с Андреем в этом полное взаимопонимание.
Программа подготовки актера - в детской песочнице
- Самара для меня один из любимых городов России, - заметил актер. - С публикой здесь все в порядке. Я гулял по городу и, честно говоря, никогда так много не обнимался с незнакомыми мне людьми.
Монологи Мерзликина были окрашены юмором. Иногда черным. Например, он рассказал с иронией о своем знакомстве в начале девяностых с бандитами из Ивантеевской группировки и ее главарем Курганом.
- Именно он мне и рассказал, что существуют творческие вузы, - заметил Андрей Мерзликин.
В том же ироническом духе были рассказы об учебе во ВГИКе и знакомстве с Арменом Джигарханяном и Алексеем Баталовым.
В монологах актера шутки и серьезное переплетались друг с другом. На вопрос одного из зрителей, какие актерские техники он использует при подготовке к роли - Станиславского, Михаила Чехова или Товстоногова, Мерзликин ответил иронически:
- О существовании этих техник я узнал только что.
Но потом все же рассказал о своем понимании актерской профессии:
- На съемках многое происходит интуитивно. Как-то я прочитал в дневнике Смоктуновского, что он старался сыграть так, чтобы никто не заметил, какой он плохой артист. Это гипертрофированная фраза, но в ней что-то есть. Главное, мне кажется, - научиться себя "раскачивать" во время работы. Вообще, программа подготовки актера находится в детской песочнице. Потому что корень нашей профессии – игра. Когда я забавляюсь с детьми, они заставляют меня поверить, что вот эта фигура из песка – КамАЗ, а эта – торт или пирожное. Это условие игры. Умение создать иллюзию и заставить зрителя поверить в нее – в этом, мне кажется, и есть суть нашей профессии. Но не нужно доводить эту игру до крайности: "Я так вошел в роль, что съел торт из песка и даже не заметил этого". Песок – это всего лишь песок. А актерская игра - это волшебство. То, что зрители называют искусством.
При общении актера с публикой по залу то и дело прокатывались волны смеха. Они особенно усиливались, когда на экране показывали нарезки из смешных дублей со съемок фильмов с участием Мерзликина.
Наверное, главный его зритель - младший сын Макар.
- Он мне как друг, - рассказывает актер. - Как-то подошел ко мне и говорит: "Папа, я так тебя люблю. И не потому, что ты хороший актер". В шесть лет он на листке бумаге написал с ошибками: "И снова здравствуйте!" - это лучший сериал. Смотреть всем обязательно. Это топчик". Макар был на съемочной площадке и снимал происходящее на телефон. Причем правильно выбирал позицию. А потом миллион раз смотрел ролик с дракой, где я участвовал. Макар - мой поклонник.