Совет Федерации провел в Тольятти парламентские слушания по мерам поддержки автопрома
Председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов провел в Тольятти парламентские слушания о мерах по созданию производства высоколокализованной конкурентоспособной продукции автомобильной отрасли.
Андрей Кутепов подчеркнул: автопром - это не только ключевой сектор экономики, это фундамент создания отечественной "независимой санкционно-устойчивой промышленности". По его словам, сейчас в отрасли происходят серьезные структурные изменения. В связи с чем необходимо решать вопросы сохранения и подготовки кадров, разработки автомобильных платформ и ухода от потребности в иностранных производителях автокомпонентов. Важно наращивать и объемы производства, но не в ущерб качеству, отметил парламентарий.
Отдельное внимание Андрей Кутепов уделил теме сохранения цен на автомобили.
- Это обеспечит спрос в условиях инфляции и даст мультипликативный эффект. Доверие населения к отечественным машинам растет, - констатировал сенатор. - Здесь очень важным фактором является техническая надежность автомобиля и его конкурентоспособность. Нужно, чтобы отечественное не проигрывало импортным в техническом комфорте не только для водителя, но и для пассажиров.
Говоря о повышении объемов производства, парламентарий заявил о необходимости увеличения доли отечественных машин в сфере такси. Андрей Кутепов напомнил, что в первом чтении принят проект закона о локализации автомобилей, используемых в качестве легкового такси.
Сенатор также заявил о продолжении обсуждения вопроса, касающегося поэтапного повышения утилизационного сбора для иностранных транспортных средств, если они не производятся на территории России.
- Повышая утильсбор, мы ставим цели по ускоренной локализации автопрома. Значит, необходимо пересмотреть правила распределения данных средств для решения первоочередных задач развития автомобилей, разрабатываемых и производимых в России по полному циклу, - уверен он.
Сенатор подчеркнул, что в целом российский автопром показывает хорошие результаты. Среди системообразующих предприятий наибольшую локализацию обеспечивает АВТОВАЗ.
- Мы видим, что за последние два года уровень локализации в автомобильной промышленности, непосредственно на АВТОВАЗе значительно вырос, - прокомментировал Андрей Кутепов. - Мы знаем с вами, что буквально два года назад мы стояли перед закрытыми дверьми предприятия, которое практически остановилось. По истечении прошлого года 374 тысячи автомобилей сошло с конвейера. Это результат всего коллектива во главе его с руководством, достижение всего нашего народа, можно прямо это сказать.
Президент АВТОВАЗа Максим Соколов отметил, что в 2023-м было произведено на 70 % больше автомобилей и машинокомплектов, чем годом ранее.
- На тольяттинской площадке было выпущено максимальное количество автомобилей за последние десять лет, - сообщил он. - За четыре месяца 2024 года мы уже произвели более 160 тысяч автомобилей, это на 66 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сегодня каждые 25 секунд с конвейера АВТОВАЗа в Тольятти сходит новый автомобиль LADA. На рынке доля нашего бренда по итогам прошлого года достигла планки 35 %. Это тоже рекорд за последние два десятилетия, несмотря на агрессивную экспансию зарубежных брендов.
Максим Соколов также заявил, что компания "смотрит на два шага вперед", обновляя свой модельный ряд. В марте, напомним, в Тольятти был налажен выпуск LADA Vesta с коробкой-автомат, в середине мая стартовал серийный выпуск пассажирской и грузовой модификации LADA Largus в Ижевске. В третьем квартале с конвейера сойдет самый локализованный отечественный электромобиль e-Largus и седан бизнес-класса LADA Aura. Кроме того, на ПМЭФ-2024 будет презентован новый массовый народный автомобиль LADA Iskra. Его выпуск намечен на начало следующего года.
Максим Соколов подчеркнул: ведется системная работа по защите отечественного автопрома, созданию стимулов для локализации производства и развития продуктовой линейки.
- Уже сделано немало, что позволило АВТОВАЗу и другим отечественным локализованным производителям сделать гигантские шаги вперед и отстоять отрасль в период серьезной экспансии со стороны других брендов. Тем не менее, для дальнейшего движения вперед необходимо с нашей точки зрения сделать еще ряд важных шагов, - уверен президент автогиганта.
Речь идет в том числе об индексации утильсбора, скорейшем принятии поправок в закон о такси и других инициативах.
- Необходимо также совершенствовать законодательство в части поддержки экспорта и поддержки НИОКР, - продолжил президент АВТОВАЗа. - Потому что именно наработки в области инжиниринга позволят нам сделать шаг вперед, защитить наш рынок и обеспечить поставку современных конкурентных продуктов. Эти и другие меры, конечно же, помогут российскому автопрому, а мы со своей стороны обещаем, что наш рынок получит достойные образцы российской высоколокализованной техники.
Предложения по развитию автокомпонентной отрасли озвучил министр экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрий Богданов. По его словам, необходимо усилить господдержку отечественных технологических разработок.
- Отрасль автопрома – это одно из возможных направлений использования технологий в сфере микроэлектроники, работы с металлами и пластиками. Использование инженерных разработок в других отраслях будет также способствовать формированию технологической независимости и устойчивости, добавленной стоимости, созданию новых рабочих мест, - акцентировал Богданов. - Важно заниматься их максимальной локализацией на территории нашей страны. Мы в Самарской области этим активно занимаемся. В особой экономической зоне "Тольятти" создали кластер автокомпонентов, сегодня в него входит восемь предприятий, и уже приняли решение по созданию девятого завода.
Дмитрий Богданов сделал акцент и на выравнивании экономических условий для работы отечественных производителей и иностранных предприятий на российском рынке, но с минимальной локализацией. Еще одним важным направлением определил стимулирующие программы для потребителей.
На парламентских слушаниях свои предложения высказали представители федеральных министерств и ведомств, автозаводов УАЗ, ГАЗ, КАМАЗ.
- Мы со своей стороны максимально создаем условия для защиты нашего рынка, и должны дальше продвигаться. Благодаря поддержке правительства России при непосредственном участии Президента в этой работе мы совершим практически невозможное – мы докажем всему миру в очередной раз, что мы можем добиваться высоченных результатов, - уверен Андрей Кутепов.
Узнать все о действующих инструментах поддержки начинающие и действующие предприниматели могут в центрах "Мой бизнес" Самарской области. Получить консультацию по вопросам, связанным с запуском и развитием своего дела можно по телефону горячей линии 8-800-300-63-63. Полный перечень мер государственной поддержки, а также анонсы предстоящих событий публикуются на едином портале mybiz63.ru.