Сотрудники "Прогресса" обеспечивают пуски ракет с разных космодромов

Группы специалистов РКЦ "Прогресс", которые выезжают на пуски разработанных и изготовленных в самарском космическом центре ракет-носителей и спутников, неофициально называют бригадами. 21 сентября одна из них вместе с коллегами из других предприятий госкорпорации "Роскосмос" обеспечила успешный пуск пилотируемого корабля с Байконура. Вскоре еще две бригады отправятся на Байконур и на Восточный для запусков "грузовика" "Прогресс МС-21" и спутника "Гонец-М".

Фото: Юлия Рубцова

Размерный ряд

- У нас принято говорить: "бригада отправилась на Байконур, бригада улетела на Восточный". На самом деле речь идет о группе наиболее квалифицированных испытателей РКЦ "Прогресс", - говорит заместитель генерального конструктора центра Валерий Капитонов. - Самая маленькая бригада выезжает на космодром Плесецк. Это военный полигон, коллектив там состоявшийся и опытный, умеет делать все сам по существу­ющей документации. Мы туда отправляем 12-25 человек. На Байконур - 50-60. Если едем на Восточный или отправляемся на космодром Куру во Французскую Гвиану, бригада становится намного больше.
 
По словам Капитонова, в такие бригады обязательно включают представителей байконурского филиала предприятия. Например, на первом пуске из Гвианского космического центра было 320 человек. Кроме специалистов РКЦ "Прогресс" там работали представители Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) и НИИ стартовых комплексов имени Бармина, отвечавших за наземное оборудование. 
Когда пуск планируется с Байконура, то изготовленные и уже испытанные в Самаре блоки ракеты-носителя отправляют по железной дороге в Казахстан.

- На месте двигателисты, специалисты по системе управления и измерения, монтажники осуществляют сборку изделия (так принято называть ракету-носитель - Прим. автора) и проводят комплексные испытания, - рассказывает начальник комплекса подготовки и испытания байконурского филиала "Прогресса" Дмитрий Семиколенов. - Во многом благодаря многоэтапной проверке качества всех составных частей и систем "Союзы" считаются самыми надежными ракетами в мире. Испытания и общая сборка ракеты-носителя с головной частью, где находится космический корабль, проходят под так называемым авторским контролем специалистов, прибывших из Самары, они же участвуют в оперативном устранении возникающих замечаний. Перед самим пуском самарская бригада и работники байконурского филиала вливаются в совместный расчет "Роскосмоса", который зачастую называют боевым расчетом.  

Боевой расчет

- Раньше подготовкой "Союзов" к запускам занимались военные, которые входили в боевой расчет по подготовке ракеты. В 90-х началась передача объектов космодрома от воинских частей гражданским организациям. Мы прошли соответствующее обучение, и с 1995 года эти функции передали нам, - говорит заместитель главного инженера байконурского филиала РКЦ "Прогресс" Ольга Евенко. - Прижилось и название "боевой расчет". Так стали называть в целом группы специалистов различных предприятий страны, занятых в конкретном пуске. Теперь это совместные расчеты, не боевые, хотя и это словосочетание до сих пор на слуху.

- Были случаи, когда боевые расчеты раздувались до тысячи человек. Оказалось, что в них включали всех, кто хоть как-то причастен к пуску. Это были водители, медики, уборщицы и люди из других вспомогательных служб. Потом в списках оставили около 600 человек, - поясняет Капитонов.

От военных к гражданским перешла и традиция общего построения совместных расчетов, которую соблюдают на всех космодромах. На площадке перед стартовым комплексом в строгой последовательности выстраиваются в "коробочки" представители РКЦ "Прогресс", РКК "Энергия", ЦЭНКИ, двигателисты ПАО "ОДК-Кузнецов", Приволжского филиала НПО "Энергомаш", сотрудники МЧС, НПО автоматики, других предприятий. У самарской бригады и байконурского филиала свои, четко определенные места. Построение бывает даже во время сильной непогоды, но выходят на него лишь руководители. После пуска также собираются все подразделения и уже звучат слова благодарности и награждают лучших. У всех расчетов специальная форма, без которой, кстати, могут и не допустить до работы. У "Прогресса" два вида: сине-голубая и светло-песочного цвета.

Так принято

Работа перед пуском построена по четкому графику, где все расписано по минутам. Но и традиции, существующие много лет, также неуклонно соблюдают. В том числе последовательность проведения заседаний: сначала собирается техническое руководство по ракете, потом по всему комплексу, рассаживаются на традиционно утвержденные места.

- На заседание Государственной комиссии, так называемой парадной, где дается добро на пуск и утверждаются экипажи космонавтов, надеваю красный галстук. Во время пилотируемых пусков есть традиция "подпинуть" космонавта перед посадкой на корабль. У меня это не всегда получается, есть другие руководители - на всех космонавтов не хватит, - шутит Капитонов. - Но с дублерами мы всегда общаемся и фотографируемся.

Он добавил, что есть еще традиция обходить ракету вокруг, хотя технической необходимости в этом нет. Обязательно против часовой стрелки.

Снова в дорогу

И все-таки главная традиция рабочих, инженеров и конструкторов РКЦ "Прогресс" - четко и профессионально выполнять свою работу. Ракеты-носители типа "Союз" непрерывно совершенствуют. Если внешне они и остаются похожими на королевскую "семерку", то внутри все давно поменялось и продолжает меняться.

Последние годы неизменным техруком пилотируемых пусков является Валерий Капитонов, на счету которого около 400 стартов грузовых и пилотируемых кораблей. Он часто вспоминает неудачный пуск 1966 года, когда был еще рядовым инженером-двигателистом. Тогда из-за конструктивной ошибки ракета сгорела, как свечка, не взлетев. Ошибки, возникавшие во время первых пусков ракет, давно учтены, есть четкие инструкции, которые неукоснительно соблюдают.

- Было время, когда при появлении какой-нибудь проблемы сам лез на ракету или под нее, выяснял причину. Сейчас уже есть опыт, достаточно посмотреть на принесенные фотографии, где на крупных планах видно все детали, - поясняет Капитонов.

Ракету он знает и чувствует как себя самого. Например, за 15 минут до одного из пусков выяснилось, что датчик давления в камере сгорания показывает "ноль", что, по сути, могло означать отмену пуска. Валерий Алексеевич "прокрутил" в голове схему "больного" места и посчитал проблему некритической, дал добро на старт. Но до тех пор, пока не отделились ступени ракеты, сильно волновался, а потом радовался, что оказался прав и не допустил отмены.

По словам Капитонова, "на отлично" знают технику и принимают ответственные решения и другие техруки - Алексей Шепелев, Алексей Смородин, Михаил Изюмов, прекрасно знал свою работу и недавно ушедший из жизни Андрей Безгодов.

Совсем недавно с Байконура после успешного пуска, состоявшегося 21 сентября, в Самару вернулась бригада прогрессовцев. Вскоре опять в Казахстан и на Дальний Восток России поедут две другие бригады - на октябрьские старты. В их составе и ветераны, и молодежь. Признаются, что "кочевая" жизнь непроста. Но они настолько заряжены любимой работой, что это стало их образом жизни, а космодромы - вторым домом.

Материал по теме

Полная версия