Ширяево и Зелененький: в Самаре проходит выставка к юбилею художника Валерия Булгакова

Экспозиция "В краю берез и тополей" (0+) открылась 13 октября в выставочном зале регионального отделения Союза художников России и будет работать до 3 ноября. Событие приурочено к семидесятилетию самарского живописца.

Фото: самарское отделение Союза художников России

Валерий Булгаков – человек разнообразных интересов. Он не только пишет пейзажи, портреты, натюрморты и символические работы, но и сочиняет стихи, увлекается подводным плаванием и астрономией, играет на баяне и гитаре.

Его живописные работы, созданные в разной технике, заметно отличаются друг от друга по стилистике. Пейзажи, написанные маслом, ассоциируются с негромкой фортепианной музыкой. У некоторых и названия соответствующие. Например, "Мелодии осени". На этих картинах мы видим родные жигулевские места, созданные в разные времена года. Ширяево, поселок Гранный, околицы деревень, овины на полях, деревья в осеннем убранстве и посеребренные инеем, протока Воложка, остров Зелененький, берега, заросшие камышами, пристань "Зеленая роща", гладь озера, затянутая ряской… Все это у художника окрашено в элегические тона. Булгаков много работает на пленэре, а иногда пишет этюды, сидя в лодке. Он вырос на Волге. Какое-то время семья его жила на дебаркадере. В юности художник работал спасателем, а на лодке плавает практически всю жизнь.

Работы, созданные Булгаковым в технике сухой пастели, – совсем другие по стилистике. Они в чем-то близки Николаю Рериху. Это размышления художника о российской истории, мифах славянского язычества, христианстве, о вечных вопросах бытия. Здесь много символов. Художник сосредоточивает внимание зрителей на главном, не загружая картины подробностями. Так, в произведении "37-й год" не говорится прямо об ужасах репрессий. И тем не менее, глядя на эту картину, нельзя не задуматься о том, что пережила страна в то время. Мы видим огромное, будто бы выжженное пространство, похожее на пустыню, вдалеке – две удаляющиеся машины, а на переднем плане – разбитое зеркало. А на картине Булгакова "Вестник" изображены колокола, словно летящие в небе. У них есть крылья. А с Землей, как будто увиденной из космоса, их связывают длинные веревки, привязанные к языкам колоколов.

Размышлениями о ранней истории нашей страны наполнены картины "У старого капища", "Ночь перед крещением Руси", "Плач Ярославны". И в них тоже читаются символы.

Дополняют выставку несколько портретов и автопортретов. Работая над ними, художник, видимо, ставил перед собой уже другую задачу – создать психологически точный образ человека.

Выставка произведений Валерия Булгакова "В краю берез и тополей" будет открыта до 3 ноября. Вход свободный.

А 19 октября в Самаре откроется выставка "Мокрая археология" (6+).

Материал по теме

Полная версия