Семь футов под килем: в Самаре спустили на воду два новых исследовательских судна

Промерные корабли "Василий Аршинов" и "Рельеф", построенные на самарском судостроительно-судоремонтном заводе ЗАО "Нефтефлот", были освящены, по морской традиции получили крестных мам и под брызги шампанского в штатном режиме вошли в воду. Команду на спуск со стапелей дал губернатор Дмитрий Азаров.

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: Дмитрий Бурлаков

Суда проекта RDB 66.62 с подобным промерным классом строятся в России впервые. Летом самарские корабелы передали заказчику - ФКУ "Речморпуть" - первые два корабля серии, сегодня они получили третий и четвертый корабль. После швартовых, ходовых испытаний и госприемки они будут работать на внутренних водных путях Волго-Камского бассейна.

Всего самарский "Нефтефлот" построит восемь таких судов. Это, по сути, научная лаборатория для проведения гидрографических изысканий, промерных, полевых и изыскательских работ за состоянием судового хода. Благодаря оборудованию "Василий Аршинов" и "Рельеф" будут в короткие сроки представлять специалистам характеристики рельефа дна, которое, как известно, постоянно меняется. Это позволит в первую очередь обеспечивать безопасность судоходства.

- Суда предназначены для промера глубин судового хода, исследования рельефов дна и предоставления карт для дальнейшего принятия решений по дноуглублению или увеличению ширины судового хода, - пояснил генеральный директор завода Сергей Фофанов, добавив, что на основе анализа возможно появление новых внутренних водных путей

На церемонии спуска Дмитрий Азаров подчеркнул важность события для региона и поблагодарил коллектив "за работу по возрождению славных традиций судостроения на самарской земле".

- Первые шаги были сделаны несколько лет назад, и мы вместе радовались успехам, - напомнил губернатор. - Сегодня хочу отметить, что предприятие вышло уже на ритмичную работу, имеет портфель заказов до 2027 года включительно. Очень надеюсь, что этот портфель заказов будет пополняться. А возможность этого становится реальной благодаря вашему профессионализму, вашей ответственности, тому, что вы осваиваете когда-то утраченные компетенции и восстанавливаете их на самарской земле.

Возрождение судостроения началось в 2019 году, когда на заводе были заложены первые сухогрузные баржи и танкер. "Нефтефлот" с задачами справился, все суда прошли испытания и сданы госкомиссии. Сейчас в работе одиннадцать проектов: помимо заказа на промерные корабли нового поколения на стапелях в том числе строятся три пассажирских судна и есть контракт на морской грузопассажирский паром.

В России есть признанные лидеры по спуску на воду кораблей класса "река-море", и Самара, по словам Фофанова, уверенно ворвалась в этот пул судостроителей.

- Мы уже там, - констатировал он. - Мы имеем контракты серьезные и ответственные, наши суда технически сложные, поэтому нас знают и в Министерстве промышленности и торговли России, и в Министерстве транспорта РФ. Мы сейчас находимся в серьезном рабочем графике.

Для выполнения обязательств завод привлекает дополнительный персонал, а также участвует вместе с СамГТУ в подготовке кадров. Скоро в вузе заработают подгруппы, студенты которых будут привлекаться заводом на практику.

- Вдруг кому-то из них понравится, и он решит немного видоизменить свою техническую специальность - с инженеров-машиностроителей на инженеров-судостроителей. Это очень близко, тем более что у нас много и машин, и механизмов, и оборудования, которые очень подходят для их специальности, - отметил гендиректор.

Не забывают на заводе о модернизации и импортозамещении.

- Общий тренд судостроения в нашей стране направлен на максимальное замещение судового оборудования российским. Этот процесс будет только нарастать. Думаю, в течение года-двух мы практически полностью заместим все, что покупали за рубежом, - поделился Сергей Фофанов.

- Я уверен, что "Нефтефлот" будет развиваться как компания, наращивать свои возможности, и все больше и больше судов будут работать не только по всей территории РФ и за пределами страны, но в первую очередь здесь, на самарской земле, вернее, на воде, на нашей красавице Волге, - сказал губернатор.

Дмитрий Азаров и Сергей Фофанов обсудили совместные планы по развитию судоходства.

- У нас есть значительная программа по обновлению флота, в первую очередь, конечно, пассажирские перевозки, общественные перевозки интересуют меня. Мы в этом году сделали достаточно серьезный шаг вперед - у нас начали работать скоростные суда. Но все-таки основные суда, которые перевозят пассажиров, соединяя правый и левый берег Волги, это суда не быстроходные, этого просто не требуется. Но это комфортные и современные суда, которые должны быть на территории Самарской области. Очень надеюсь, что ваше предприятие, ваш коллектив подготовит именно такие суда, которые будут радовать наших с вами земляков своим видом, своей надежностью и, конечно, комфортом, - обратился он к гендиректору и заводчанам.

После отчета о готовности "Василий Аршинов" и "Рельеф" были спущены на воду. Перед этим корабли освятили и разбили об их борта бутылки шампанского. Сделали это сотрудницы "Нефтефлота", которые таким образом стали крестными мамами судов. Такая традиция.

"Василий Аршинов" теперь под покровительством юриста завода Светланы Челядиновой, "Рельеф" - машиниста башенного крана Натальи Федориновой. Обе волновались, но все прошло гладко.

Наталья Федоринова участвовала в строительстве судна с момента закладки.

- Гордость, что мы строим такие корабли, и я принимаю в этом участие. Что теперь? Как ребенка крестишь, так крестишь и корабль - теперь я за него в ответе, - сказала специалист.

До конца следующего года еще четыре промерных корабля сойдут со стапелей "Нефтефлота".

Справка

Промерное судно проекта RDB 66.62, разработка РЦПКБ "Стапель"

Длина - 24,31 м
Ширина - 5,76 м
Высота - 13,4 м
Высота борта - 2,2 м
Осадка - 0,93 м
Экипаж и изыскательский персонал - 7 человек
Класс Российского речного регистра - "О2,0(лед20)А"

Материал по теме

Полная версия