Самарцев учили искусству каллиграфии

Самарский каллиграф Николай Воронин 28 мая провел экскурсию по выставке "Родные буквы" (6 +). 

Фото: музей "Детская картинная галерея"

Экспозиция каллиграфии, где представлены его работы и произведения других мастеров, выставлена в Детской картинной галерее, которая находится в особняке Клодта на улице Куйбышева.
 
Как это ни удивительно, старинное искусство каллиграфии живо и сегодня. Несмотря на то, что сейчас люди все реже создают рукописные тексты, Николай Воронин занимается этим искусством последние восемь лет. Он стал основателем собственной авторской школы. На встрече с самарцами Воронин рассказал об истории славянской письменности, об основных типах кириллического письма в допетровской Руси - уставе, полууставе, вязи и скорописи. О том, как и чем писали древние мастера. 
 
А затем провел экскурсию по выставке, где представлена каллиграфия - его и учеников. В том числе образцы исторических шрифтов и увеличенные копии листов самарской рукописи, написанной в 1628-1629 годах. 

- Рукопись состоит из нескольких текстов, - рассказывает каллиграф. - В ней 434 листа и 368 графических миниатюр. Текст написан полууставом. Художник, по всему видно, работал без предварительных набросков. На всю работу ушел год. Удивительно, что рукопись была создана так быстро. Дело это очень трудоемкое. 

На выставке представлены и нынешние эксперименты на основе старинных стилей. Среди учеников Воронина, чьи работы можно увидеть на выставке, и 12-летняя Дарья Бундова. 
Гости Детской картинной галереи смогли убедиться, что современные каллиграфические тексты, написанные вязью и скорописью, становятся фактом изобразительного искусства. Впрочем, подобным образом относились к рукописям и древние мастера. Для них визуальные впечатления читателей от написанного были не менее важны, чем смысл текста.

Современные каллиграфы, чьи работы представлены на выставке, брали за основу высказывания деятелей культуры. Так, Михаил Сорокин вязью вывел слова Пауло Коэльо: "Чудесам случаться позволяет желание верить, что жизнь есть чудо". Наталья Скрыльник в одной работе обыграла слова Вячеслава Полунина "Собирай рядом только тех, кого хочешь обнимать", а в другой - Макса Фрая - "Не бойся, что не получится. Бойся, что не попробуешь". В некоторых работах цитируются строчки из Евангелия, которые от того, как они написаны, приобретают новый смысл. Представлен здесь и экспромт Дмитрия Ламонова, московского каллиграфа, дизайнера и художника с мировым именем. Всего одно слово, написанное мастером в стиле современной вязи, - "Вечер" - стало настоящим произведением искусства.

А еще на выставке можно увидеть, как выглядят образцы старинных книг. Есть здесь, например, репродукция рукописи "Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Чудотворца, написанное премудрым Епифанем", репринтное издание "Азбуки" Ивана Федорова, лицевой сборник Чудова монастыря. Особый интерес представляет копия листа древнейшей славянской книги - "Новгородского кодекса", написанного в X-XI веках и обнаруженного совсем недавно, в 2000 году.

В этот же вечер посетители галереи увидели, как работают каллиграфы. Несколько "писцов" в залах музея на глазах зрителей создавали тексты в старинных и современных стилях. Гости и сами могли взяться за перо и под руководством Николая Воронина освоить азы каллиграфии.

Материал по теме

Полная версия