Самарцам рассказали о жизни "маленьких людей" провинциального города

Художественный музей в своем дворике вновь открыл площадку под открытым небом. Здесь будут происходить разнообразные события. Первым из них стала встреча с доктором исторических наук, профессором Самарского государственного университета Зоей Кобозевой.

Фото: Андрей Савельев

Свою докторскую диссертацию Зоя Кобозева защитила по теме мещанской жизни в дореволюционной Самаре. Позднее на основе архивных материалов она написала об этом объемную книгу. На встречу профессор принесла последний из сохранившихся авторских экземпляров (остальные раздарила) и пустила по рядам. Кстати, весь дворик в этот вечер был заполнен публикой.

Тема лекции-спектакля Кобозевой звучала так: "Машерочка: мещанское сословие старой Самары". "Машерочка" - потому что именно так в этом кругу зачастую обращались к дамам. В советское время слова "мещанин" и "обыватель" (во многом благодаря произведениям Горького, Маяковского и других писателей) приобрели негативную окраску. Кобозева постаралась разрушить сложившийся стереотип. По ее словам, мещанская Самара - это был интересный мир, следы которого сохранились в деревянных зданиях, на фотографиях той поры, в местном фольклоре и архивных документах. По городской переписи конца позапрошлого века из 90 тыс. жителей 40 тыс. принадлежали к мещанскому сословию. Лектор перечислила некоторые их профессии: модистки, башмачники, трубочисты, иконописцы, сыромятники, цирюльники, портные, сбитенщики, пирожники...

Зоя Кобозева обратилась к ранее не опубликованным источникам (письмам мещан, их обращениям к городской власти) и придала им форму спектакля. Перед публикой предстали истории "маленьких людей" провинциального города, в которых они решали свои повседневные, но важные для себя задачи: уплатить подати, получить паспорт, освободиться от рекрутчины, вернуть в семью мужа. К примеру, с паспортом было немало проблем, его не выдавали тем, у кого были долги по податям или по предоставлению рекрутов. А без этого документа уехать из города было нельзя. Забавная деталь: на одном из паспортов, хранящихся в архиве, историк обнаружила строчки стихотворного текста, написанные детским почерком. Позднее Кобозева случайно выяснила, что это старообрядческий духовный стих.

Звучавшие на этой встрече фрагменты из писем и официальных обращений, передающие дух середины XIX века и старой Самары, сопровождались гитарными переборами. В промежутках профессор задушевно исполняла народные песни и городские романсы. Те самые, которые пели герои ее книги: "То не ветер ветку клонит...", "На улице дождик", "Миленький ты мой".

- Нигде мещане не обращались к городскому голове с таким достоинством, как в Самаре, - отметила историк. - Многие прошения начинаются со слов "Желаю я...". И далее - кто пишет о намерении открыть заводик или построить мельницу.

Сама Зоя Кобозева по своему происхождению наполовину из крестьянского сословия, наполовину из мещанского. О быте, застольях, костюмах, привычках самарцев конца XIX и начала XX века можно было узнать на примере ее прадедушек и прабабушек. Этот рассказ иллюстрировали семейные фотографии. Подробности судеб тех людей многое говорят об атмосфере волжской жизни в те времена.

- Мой прапрадед Никанор Кашин был лоцманом в бурлацкой артели, - рассказала профессор. - Разбогатев, дал возможность сыну получить образование. Прабабушка Екатерина Кашина жила в Большой Глушице. В молодости она хотела выйти замуж за городского. Купила коньки и стала приезжать в Самару на каток, чтобы добиться своей цели. И это ей удалось.

Перед глазами зрителей на фотографиях сменяли друг друга портреты самарских мещан - владельцев бакалейных лавок, садовников, кухарок, горничных. Нельзя было не обратить внимание на то, с каким вкусом они были одеты.

- Самара была настоящим европейским городом, где мода имела большое значение, - отметила Кобозева. - По этим снимкам и сейчас можно шить одежду.

Материал по теме

Полная версия